GPS координаты: 54.005185364937, 27.436673538323
+375 29 633 00 22
GPS координаты: 53.9002204148, 27.557228112
+375 29 664 09 34
Присуща ли баранина традиционному меню? В белорусских советских кулинарных книгах рецептов с ней нет. Но брались же у нас откуда-то кажухі (тулупы), самый главный предмет гардероба любого солидного белорусского хозяина! Как шутил народный поэт Рыгор Бородулин: «Кажух прамаўляў да свечкі: выйшлі мы ўсе з авечкі», имея в виду, что и свечи делались из бараньего лоя (т. е. жира).
А магеркі, крестьянские шапки, катанные из шерсти или сшитые из сукна, а валенки? Откуда-то же должна была взяться эта уйма шерсти.
В послевоенном детстве Бородулина даже на востоке Беларуси баранина не воспринималась восточной экзотикой. На западе же и подавно: овец держали массово не только паны в фольварках, но и простые люди. Многие века баранина была у нас вторым по популярности мясом, опережая говядину и уступая только свинине.
К разведению овец и употреблению баранины когда-то приложили руку белорусско-литовские татары. Потомки степных кочевников не оставили своей склонности к баранине и на новой родине, ведь ислам запрещает употребление свинины. Такие знаковые блюда, как белюшы или кундумы (колдуны), готовились или из баранины, или из ее смеси с говядиной. Искусно умели наши татары и заготавливать баранину про запас – вяленую и копчёеную.
Копченая баранина по-татарски в «Литовской хозяйке» упоминается как традиционный шляхетский деликатес. Одним из наиболее любимых блюд, которые наши татары до сих пор едят по пятницам и по праздникам, является белюш. Его готовят из жирной баранины (или гусятины): режут на мелкие куски и заворачивают в тесто из муки, яиц, масла или жира, затем начиненное тесто запекают на противне или в кастрюле. В разных местах можно встретить некоторые различия в способах приготовления этого блюда, и тогда его называют, например, клёцкий, ляховичский белюш и т. д.
Последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский очень любил баранину, на его знаменитых «обедах по четвергам» подача блюд из баранины была торжественной кульминацией. Очередной шедевр королевского кухмистра Поля Тремо слуга выносил на огромном серебряном подносе с возгласом «Баран!».
Таким образом король хотел побудить подданных к разведению овец, что должно было дать толчок к развитию промышленности по примеру Англии.
Пик популярности баранины в Беларуси пришелся на середину XIX века, на времена, когда Ганна Цюндзевицкая писала «Литовскую хозяйку». А вот уже в конце века ситуация начала понемногу меняться. Традиционный гардероб постепенно уступал место фабричному, магерак и других кустарных изделий из сукна новая мода требовала все меньше. Местное производство шерсти постепенно пришло в упадок, проигрывая в глобальной конкуренции более приспособленным для разведения овец странам. Но особенно отрицательно повлияло на эту отрасль установление Советской власти с её беспощадной враждебностью к частному хозяйству Красноречивое свидетельство того места, которое баранина занимала на западно-белорусском столе, дают мемуары активиста национального движения Мариана Петюкевича. «В Беларуси сезон на баранину начинался осенью, после Всех Святых. Когда замерзали пастбища, тогда не только паслись на них овцы, но и весь домашний скот... На озимиовцы особенно хорошо поправлялись и прибавляли в весе. И как только снег прикрывал пшеницу, скот ставили в сарай вплоть до весны. Лишнюю скотину сбывали, продавали, а овец почти всех, кроме оставленных на зимовку, резали для своих нужд на мясо и на шубы. На зиму оставляли только покрытых самок в таком количестве, на сколько могло хватить сена. Среднего достатка хозяин пускал на зиму 4-5 овец. Скопцов, барана и яловок (молодых) и старых (не покрытых) резали для себя, а когда были нужны деньги, то пару штук продавали на рынках. Овечьи внутренности сразу подготавливали к употреблению, тушу подвешивали на чердаке.
Она, когда уже начинались морозы, висела до тех пор, пока, отрезая по кусочку, всю ее не съедали. Иногда мясо растягивалось (у бережливой хозяйки) вплоть до Пасхи… А Рождество почти у каждого хозяина встречали с кабанчиком и бараниной».
Присуща ли баранина традиционному меню? В белорусских советских кулинарных книгах рецептов с ней нет. Но брались же у нас откуда-то кажухі (тулупы), самый главный предмет гардероба любого солидного белорусского хозяина! Как шутил народный поэт Рыгор Бородулин: «Кажух прамаўляў да свечкі: выйшлі мы ўсе з авечкі», имея в виду, что и свечи делались из бараньего лоя (т. е. жира).
А магеркі, крестьянские шапки, катанные из шерсти или сшитые из сукна, а валенки? Откуда-то же должна была взяться эта уйма шерсти.
В послевоенном детстве Бородулина даже на востоке Беларуси баранина не воспринималась восточной экзотикой. На западе же и подавно: овец держали массово не только паны в фольварках, но и простые люди. Многие века баранина была у нас вторым по популярности мясом, опережая говядину и уступая только свинине.
К разведению овец и употреблению баранины когда-то приложили руку белорусско-литовские татары. Потомки степных кочевников не оставили своей склонности к баранине и на новой родине, ведь ислам запрещает употребление свинины. Такие знаковые блюда, как белюшы или кундумы (колдуны), готовились или из баранины, или из ее смеси с говядиной. Искусно умели наши татары и заготавливать баранину про запас – вяленую и копчёеную.
Копченая баранина по-татарски в «Литовской хозяйке» упоминается как традиционный шляхетский деликатес. Одним из наиболее любимых блюд, которые наши татары до сих пор едят по пятницам и по праздникам, является белюш. Его готовят из жирной баранины (или гусятины): режут на мелкие куски и заворачивают в тесто из муки, яиц, масла или жира, затем начиненное тесто запекают на противне или в кастрюле. В разных местах можно встретить некоторые различия в способах приготовления этого блюда, и тогда его называют, например, клёцкий, ляховичский белюш и т. д.
Последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский очень любил баранину, на его знаменитых «обедах по четвергам» подача блюд из баранины была торжественной кульминацией. Очередной шедевр королевского кухмистра Поля Тремо слуга выносил на огромном серебряном подносе с возгласом «Баран!».
Таким образом король хотел побудить подданных к разведению овец, что должно было дать толчок к развитию промышленности по примеру Англии.
Пик популярности баранины в Беларуси пришелся на середину XIX века, на времена, когда Ганна Цюндзевицкая писала «Литовскую хозяйку». А вот уже в конце века ситуация начала понемногу меняться. Традиционный гардероб постепенно уступал место фабричному, магерак и других кустарных изделий из сукна новая мода требовала все меньше. Местное производство шерсти постепенно пришло в упадок, проигрывая в глобальной конкуренции более приспособленным для разведения овец странам. Но особенно отрицательно повлияло на эту отрасль установление Советской власти с её беспощадной враждебностью к частному хозяйству Красноречивое свидетельство того места, которое баранина занимала на западно-белорусском столе, дают мемуары активиста национального движения Мариана Петюкевича. «В Беларуси сезон на баранину начинался осенью, после Всех Святых. Когда замерзали пастбища, тогда не только паслись на них овцы, но и весь домашний скот... На озимиовцы особенно хорошо поправлялись и прибавляли в весе. И как только снег прикрывал пшеницу, скот ставили в сарай вплоть до весны. Лишнюю скотину сбывали, продавали, а овец почти всех, кроме оставленных на зимовку, резали для своих нужд на мясо и на шубы. На зиму оставляли только покрытых самок в таком количестве, на сколько могло хватить сена. Среднего достатка хозяин пускал на зиму 4-5 овец. Скопцов, барана и яловок (молодых) и старых (не покрытых) резали для себя, а когда были нужны деньги, то пару штук продавали на рынках. Овечьи внутренности сразу подготавливали к употреблению, тушу подвешивали на чердаке.
Она, когда уже начинались морозы, висела до тех пор, пока, отрезая по кусочку, всю ее не съедали. Иногда мясо растягивалось (у бережливой хозяйки) вплоть до Пасхи… А Рождество почти у каждого хозяина встречали с кабанчиком и бараниной».