КАРТОФЕЛЬНЫЕ КОМЫ
Ингредиенты:
У этого блюда, как часто пишут, очень древнее происхождение и, в любом случае, очень любопытная символика. Гарохавыя камы — блюдо нехитрое. Из сильно разваренного гороха толкут пюре, добавляют соль, специи, жир (или, например, знаменитые белорусские шкварки), иногда пассерованный лук, жареные грибы, смазывают растительным маслом или топленым жиром. А потом либо запекают в печи, либо жарят на сковороде (или во фритюре).
Если при этом добиться хрустящей корочки (для чего, пожалуй, комы лучше запанировать дважды — в яйце и муке, а потом в сухарях), то получится нечто вроде крокетов. Заодно вот вам родственник ближневосточного фалафеля — тоже, фактически, комов, только из нута. Версия со шкварками имеет вполне мясной вкус, но даже совсем постный вариант, как минимум, по вкусу не хуже всяких экзотических продуктов из японской сои.
А весьма любопытным комы делает праздник, на котором они были главным обрядовым блюдом и которому даже дали название. Камаедзіца — старинный обычай встречи весны (6 апреля по новому стилю). Зафиксированный в конце XIX века в окрестностях Бегомля, этот праздник был посвящён пробуждению медведя от зимней спячки. Камы, овсяный кисель, а ещё экзотический для современного вкуса сушеный репник были как бы ритуальным угощением Медведю — тотемному предку.
Российский академик Рыбаков выдвинул теорию о том, что белорусская Камаедзіца — вариация древнегреческой Комедии, тоже первоначально тотемического «медвежьего» праздника. У современной науки на этот счёт более трезвое мнение: слово Камаедзіца действительно происходит от греческого «комедия», но не напрямую. Пришло оно благодаря посредничеству студентов иезуитских коллегиумов и их православных оппонентов-бурсаков, занесших это слово в народную среду во время шутовских действ в эпоху барокко. И только потом народ живо переосмыслил «праздник поедания комов»… Но даже при таком объяснении комов и Камаедзіцы им добрых 250-300 лет.
В Латвии их готовят из старого сорта гороха — серого и мелкого, который в Беларуси перестали выращивать. Комы считаются одной из визитных карточек латышской национальной кухни. Очень обидно, что это блюдо так плохо сохранилось в Беларуси. Ведь это отличная закуска к пиву, например. Но вот, ушло, и удастся ли теперь вернуть их в меню демократичных пивных заведений? Ведь кое-где по деревням, включая агроусадьбы, их в современной Беларуси ещё готовят.
КАРТОФЕЛЬНЫЕ КОМЫ
Ингредиенты:
У этого блюда, как часто пишут, очень древнее происхождение и, в любом случае, очень любопытная символика. Гарохавыя камы — блюдо нехитрое. Из сильно разваренного гороха толкут пюре, добавляют соль, специи, жир (или, например, знаменитые белорусские шкварки), иногда пассерованный лук, жареные грибы, смазывают растительным маслом или топленым жиром. А потом либо запекают в печи, либо жарят на сковороде (или во фритюре).
Если при этом добиться хрустящей корочки (для чего, пожалуй, комы лучше запанировать дважды — в яйце и муке, а потом в сухарях), то получится нечто вроде крокетов. Заодно вот вам родственник ближневосточного фалафеля — тоже, фактически, комов, только из нута. Версия со шкварками имеет вполне мясной вкус, но даже совсем постный вариант, как минимум, по вкусу не хуже всяких экзотических продуктов из японской сои.
А весьма любопытным комы делает праздник, на котором они были главным обрядовым блюдом и которому даже дали название. Камаедзіца — старинный обычай встречи весны (6 апреля по новому стилю). Зафиксированный в конце XIX века в окрестностях Бегомля, этот праздник был посвящён пробуждению медведя от зимней спячки. Камы, овсяный кисель, а ещё экзотический для современного вкуса сушеный репник были как бы ритуальным угощением Медведю — тотемному предку.
Российский академик Рыбаков выдвинул теорию о том, что белорусская Камаедзіца — вариация древнегреческой Комедии, тоже первоначально тотемического «медвежьего» праздника. У современной науки на этот счёт более трезвое мнение: слово Камаедзіца действительно происходит от греческого «комедия», но не напрямую. Пришло оно благодаря посредничеству студентов иезуитских коллегиумов и их православных оппонентов-бурсаков, занесших это слово в народную среду во время шутовских действ в эпоху барокко. И только потом народ живо переосмыслил «праздник поедания комов»… Но даже при таком объяснении комов и Камаедзіцы им добрых 250-300 лет.
В Латвии их готовят из старого сорта гороха — серого и мелкого, который в Беларуси перестали выращивать. Комы считаются одной из визитных карточек латышской национальной кухни. Очень обидно, что это блюдо так плохо сохранилось в Беларуси. Ведь это отличная закуска к пиву, например. Но вот, ушло, и удастся ли теперь вернуть их в меню демократичных пивных заведений? Ведь кое-где по деревням, включая агроусадьбы, их в современной Беларуси ещё готовят.