ДРОЖЖЕВЫЕ БАРАНКИ С ЧЕРНУШКОЙ (ЧЁРНЫМ ТМИНОМ)
Ингредиенты:
Помните, у Ильфа и Петрова? «Одесская бубличная артель «Московские баранки». Для
Беларуси метрополией баранок долгое время была не Москва и не Одесса, а небольшой
городок Сморгонь неподалеку от Вильни (Вильнюса). Именно здесь больше 200 лет
назад начали выпекать из заварного теста это незамысловатое мучное лакомство,
обсыпанное маком, ставшее со временем визитной карточкой городка и обеспечившее
нелегким, но благородным промыслом едва ли не большинство местных мещан.
Главным рынком
сбыта была Вильня,
особенно во время
многолюдного
праздника «Казюки», в честь дня
Святого Казимира
(4 марта), небесного покровителя
Литвы, частью которой исторически считалась и Сморгонь.
Накануне праздника вся дорога
между Сморгонью и Вильней была
запружена возами, до предела загруженными баранками. Нередко
доводится встречать утверждение,
запущенное мифотворцем Вильямом Похлебкиным, что якобы
Сморгонь и была всемирной родиной баранок. К сожалению, это
не так. Вполне возможно, сморгонские баранки стали образцом
для аналогичных изделий по всей
Российской империи, но мировой
приоритет принадлежит Кракову.
Первое сохранившееся упоминание
о баранках датируется 2 марта
1394 года и происходит из книги
расходов двора королевской четы
Ядвиги и Ягайло: Dla królowej pani
pro circulis obrzanky 1 grosz.
Во всяком случае, ни в каких текстах XVIII века, рассказывающих об «академии», ничего не говорится о баранках как о вспомогательном средстве дрессировки медведей. Одной из первых заметила сморгонский промысел и упомянула на страницах своего дневника знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Дурова, в связи с событиями войны 1812 года. Позже о баранках с симпатией писали литераторы-литвины Владислав Сырокомля и Адам Киркор.
Своего расцвета старинный промысел достиг в период между Первой и Второй мировыми войнами, когда в Сморгони работало около 60 маленьких пекарен, специализировавшихся именно на баранках, в каждой из которых работало по 4-5 человек, почти исключительно женщины. Часть из них были христианками, часть – еврейками, так что сморгонские баранки - своеобразный прототип знаменитых еврейских бейгелей, столицей которых является Нью-Йорк.
И которые, между прочим, до сих пор являются одним из главных символов уже немногочисленной еврейской общины Вильнюса. До сих пор традиционные баранкиабаранкі-obwarzanki, тысячами связок которых увешаны многочисленные уличные лотки во время ежегодного фестиваля «Казюки», по старой памяти называют «сморгонскими», хотя в самой Сморгони их давно уже (видимо, с начала 1950-х гг.) не выпекают.
Лишь недавно в городке задумались о возрождении славы двух главных местных исторических брендов – «медвежьей академии» и абаранкаў. С 2014 года проводится ежегодный фестиваль в их честь (в сентябре), с конкурсами на лучшее изделие этой категории среди белорусских хлебозаводов, с театрализованным шествием и прочими забавами. Местный историко-краеведческий музей создал соответствующую экспозицию и разработал анимированную экскурсию. С историей появления абаранкаў и непростым процессом их приготовления гостей знакомит «бараночница» в типичном для своего ремесла облачении, а помогают ей в этом «медведь-академик» и его учитель в костюме конца XIX – начала XX вв.
В сироп для окунания также подмешивали мак или «чернушку» (черный тмин). Мак предварительно нужно было растирать толкушкой в чугуне в течение минимум получаса. Это задание давали самому терпеливому члену семьи.
В Сморгонь, даже независимо от ежегодного фэста, стоит съездить, чтобы посмотреть на местные достопримечательности, начиная от памятника «медвежьей академии» и многочисленных напоминаний об этом уникальном «учебном заведении», рассыпанных по всему городу. А пока местный хлебокомбинат еще только раздумывает, возрождать ли славный деликатес, актуальным гастрономическим сувениром считается сморгонское мороженое — ванильный или шоколадный пломбир в упаковке с «брендовым» медведем, которое продается чуть ли не на каждом углу.
ДРОЖЖЕВЫЕ БАРАНКИ С ЧЕРНУШКОЙ (ЧЁРНЫМ ТМИНОМ)
Ингредиенты:
Помните, у Ильфа и Петрова? «Одесская бубличная артель «Московские баранки». Для
Беларуси метрополией баранок долгое время была не Москва и не Одесса, а небольшой
городок Сморгонь неподалеку от Вильни (Вильнюса). Именно здесь больше 200 лет
назад начали выпекать из заварного теста это незамысловатое мучное лакомство,
обсыпанное маком, ставшее со временем визитной карточкой городка и обеспечившее
нелегким, но благородным промыслом едва ли не большинство местных мещан.
Главным рынком
сбыта была Вильня,
особенно во время
многолюдного
праздника «Казюки», в честь дня
Святого Казимира
(4 марта), небесного покровителя
Литвы, частью которой исторически считалась и Сморгонь.
Накануне праздника вся дорога
между Сморгонью и Вильней была
запружена возами, до предела загруженными баранками. Нередко
доводится встречать утверждение,
запущенное мифотворцем Вильямом Похлебкиным, что якобы
Сморгонь и была всемирной родиной баранок. К сожалению, это
не так. Вполне возможно, сморгонские баранки стали образцом
для аналогичных изделий по всей
Российской империи, но мировой
приоритет принадлежит Кракову.
Первое сохранившееся упоминание
о баранках датируется 2 марта
1394 года и происходит из книги
расходов двора королевской четы
Ядвиги и Ягайло: Dla królowej pani
pro circulis obrzanky 1 grosz.
Во всяком случае, ни в каких текстах XVIII века, рассказывающих об «академии», ничего не говорится о баранках как о вспомогательном средстве дрессировки медведей. Одной из первых заметила сморгонский промысел и упомянула на страницах своего дневника знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Дурова, в связи с событиями войны 1812 года. Позже о баранках с симпатией писали литераторы-литвины Владислав Сырокомля и Адам Киркор.
Своего расцвета старинный промысел достиг в период между Первой и Второй мировыми войнами, когда в Сморгони работало около 60 маленьких пекарен, специализировавшихся именно на баранках, в каждой из которых работало по 4-5 человек, почти исключительно женщины. Часть из них были христианками, часть – еврейками, так что сморгонские баранки - своеобразный прототип знаменитых еврейских бейгелей, столицей которых является Нью-Йорк.
И которые, между прочим, до сих пор являются одним из главных символов уже немногочисленной еврейской общины Вильнюса. До сих пор традиционные баранкиабаранкі-obwarzanki, тысячами связок которых увешаны многочисленные уличные лотки во время ежегодного фестиваля «Казюки», по старой памяти называют «сморгонскими», хотя в самой Сморгони их давно уже (видимо, с начала 1950-х гг.) не выпекают.
Лишь недавно в городке задумались о возрождении славы двух главных местных исторических брендов – «медвежьей академии» и абаранкаў. С 2014 года проводится ежегодный фестиваль в их честь (в сентябре), с конкурсами на лучшее изделие этой категории среди белорусских хлебозаводов, с театрализованным шествием и прочими забавами. Местный историко-краеведческий музей создал соответствующую экспозицию и разработал анимированную экскурсию. С историей появления абаранкаў и непростым процессом их приготовления гостей знакомит «бараночница» в типичном для своего ремесла облачении, а помогают ей в этом «медведь-академик» и его учитель в костюме конца XIX – начала XX вв.
В сироп для окунания также подмешивали мак или «чернушку» (черный тмин). Мак предварительно нужно было растирать толкушкой в чугуне в течение минимум получаса. Это задание давали самому терпеливому члену семьи.
В Сморгонь, даже независимо от ежегодного фэста, стоит съездить, чтобы посмотреть на местные достопримечательности, начиная от памятника «медвежьей академии» и многочисленных напоминаний об этом уникальном «учебном заведении», рассыпанных по всему городу. А пока местный хлебокомбинат еще только раздумывает, возрождать ли славный деликатес, актуальным гастрономическим сувениром считается сморгонское мороженое — ванильный или шоколадный пломбир в упаковке с «брендовым» медведем, которое продается чуть ли не на каждом углу.