GPS координаты: 53.738789, 26.883066
+375 44 544 54 51
GPS координаты: 53.900793, 27.560038
+375 44 731-31-29
GPS координаты: 53.905041, 27.54844
+375 29 176 16 06
GPS координаты: 54.064826, 27.762811
+ 375 29 190 60 60
НАЛИВКА АПЕЛЬСИНОВАЯ
(Померанцевка)
Ингредиенты:
Аераўка, кмінаўка, «літвінка», «англічанка», кардамонаўка, «жэніха», пасі-конік, казюкоўка, траянка, 999 и еще десятки таинственных, непонятных современному потребителю названий традиционных наливок и настоек столетиями были неотъемлемой частью быта тысяч шляхетских дворов. Именно настойки и наливки, а не модные сегодня коктейли, были характерны для давнишних «домашних баров». Чтобы поддерживать в приличном доме необходимый ассортимент, нужно было жить в ритме природного календаря, быть в постоянной связи с миром растений и связанных с ними легенд и поверий. Быть в курсе привычек и проблем всех домашних. Непрерывный кропотливый труд.
Напитки в шляхетском доме обычно хранили в так называемой «аптечке приятной», особом шкафчике, запираемом на ключ. Там же хранились и специи, различные лакомства (изюм, миндаль, конфитюры, сушеные сливы, пряники, конфеты), экзотические колониальные товары вроде чая и кофе и т. д. Ключ от «аптечки» находился у хозяйки дома или ее доверенного лица. В богатых домах за это отвечали чаще всего женщины, как правило, шляхетского происхождения. Называли их паннамі аптэчковымі.
Им давали надлежащее содержание, а при случае они даже могли найти неплохую партию. Панны аптэчковыя должны были разбираться как в научных книгах о травах и специях и их лечебных свойствах, так и в народной медицине, практически уметь находить и заготавливать все необходимые растения, гнать водки, настаивать настойки, варить конфитюры, готовить косметические средства и усердно хранить запасы от порчи и кражи, для чего необходимы были и определенные бухгалтерские навыки.
Все эти запасы нужно было вовремя пополнять и в любой момент быть готовой отчитаться хозяевам. «Аптечка приятная» во многом была аналогом современной домашней аптечки, ведь многие настойки считались лекарствами от тех или иных болезней, а профессиональных врачей не хватало даже на зажиточные семьи. Были это действительно панны, то есть женщины незамужние, ведь изза забот с аптечкой времени на семью не оставалось. И самыми большими мастерицами этого дела гордились не меньше, чем выдающимися кухмистрами, считали членами семьи.
Мемуарист Лукаш Голембиовский писал, что на его памяти у князей Любецких, маршалка пинского и его жены, во времена Станислава Августа (XVIII век), была образцовая домоправительница, некая Павловская: «Подвал под часовней едва мог вместить все те запасы, как нельзя лучше упорядоченные, подписанные, в бутылях, банках, мешках, мешочках, на многочисленных полках, целиком закрывая стены сверху донизу. У менее зажиточных все эти запасы помещались в одном или двух шкафчиках. Все ли из этих домашних лекарств всегда помогали, не нам судить; однако такая забота о здоровье семьи и подданных неизменно вызывала восхищение».
Драматическая история ХХ века была безжалостна к культуре шляхетских фольфарков, как и к самим их носителям. Хотя горькие настойки с белорусско-литовскими корнями сохранили отголоски былой славы даже в СССР, из когда-то богатейшего ассортимента настоек и наливок до наших дней в семейном быту дожили лишь немногие. Прежде всего, вишневая наливка, до сих пор особенно популярная на Полесье. Или, например, рябиновая, которая могла бы считаться одним из символов Беларуси: белорусские деревни в Сибири до сих пор можно легко отличить от русских по обилию этих деревьев во дворах. И конечно же, знаменитая зубровка.
Но в целом, современная культура настоек в Беларуси в большей степени — детище, скорее, советской эпохи, результат распространения в Беларуси русских и отчасти украинских традиций. Растения, на которых предпочитают настаивать алкоголь наши современники в домашних условиях, — калган (лапчатка), сабельник, красный корень. И любителям, и промышленности не хватает знания традиций. А ещё — стремления к состязательности, к желанию делиться частью своих секретов с коллегами по цеху и самим учиться у них.
В соседней Польше конкурсы настоек самого разного уровня, от локального до воеводского и общегосударственного, — заvетный элемент национальной культуры, которым охвачены десятки тысяч любителей. И эти любители отнюдь не жертвы алкоголизма, а адепты умеренного потребления. Будем надеяться, культура настоек, любительских и промышленных, со временем возродится и в Беларуси.
НАЛИВКА АПЕЛЬСИНОВАЯ
(Померанцевка)
Ингредиенты:
Аераўка, кмінаўка, «літвінка», «англічанка», кардамонаўка, «жэніха», пасі-конік, казюкоўка, траянка, 999 и еще десятки таинственных, непонятных современному потребителю названий традиционных наливок и настоек столетиями были неотъемлемой частью быта тысяч шляхетских дворов. Именно настойки и наливки, а не модные сегодня коктейли, были характерны для давнишних «домашних баров». Чтобы поддерживать в приличном доме необходимый ассортимент, нужно было жить в ритме природного календаря, быть в постоянной связи с миром растений и связанных с ними легенд и поверий. Быть в курсе привычек и проблем всех домашних. Непрерывный кропотливый труд.
Напитки в шляхетском доме обычно хранили в так называемой «аптечке приятной», особом шкафчике, запираемом на ключ. Там же хранились и специи, различные лакомства (изюм, миндаль, конфитюры, сушеные сливы, пряники, конфеты), экзотические колониальные товары вроде чая и кофе и т. д. Ключ от «аптечки» находился у хозяйки дома или ее доверенного лица. В богатых домах за это отвечали чаще всего женщины, как правило, шляхетского происхождения. Называли их паннамі аптэчковымі.
Им давали надлежащее содержание, а при случае они даже могли найти неплохую партию. Панны аптэчковыя должны были разбираться как в научных книгах о травах и специях и их лечебных свойствах, так и в народной медицине, практически уметь находить и заготавливать все необходимые растения, гнать водки, настаивать настойки, варить конфитюры, готовить косметические средства и усердно хранить запасы от порчи и кражи, для чего необходимы были и определенные бухгалтерские навыки.
Все эти запасы нужно было вовремя пополнять и в любой момент быть готовой отчитаться хозяевам. «Аптечка приятная» во многом была аналогом современной домашней аптечки, ведь многие настойки считались лекарствами от тех или иных болезней, а профессиональных врачей не хватало даже на зажиточные семьи. Были это действительно панны, то есть женщины незамужние, ведь изза забот с аптечкой времени на семью не оставалось. И самыми большими мастерицами этого дела гордились не меньше, чем выдающимися кухмистрами, считали членами семьи.
Мемуарист Лукаш Голембиовский писал, что на его памяти у князей Любецких, маршалка пинского и его жены, во времена Станислава Августа (XVIII век), была образцовая домоправительница, некая Павловская: «Подвал под часовней едва мог вместить все те запасы, как нельзя лучше упорядоченные, подписанные, в бутылях, банках, мешках, мешочках, на многочисленных полках, целиком закрывая стены сверху донизу. У менее зажиточных все эти запасы помещались в одном или двух шкафчиках. Все ли из этих домашних лекарств всегда помогали, не нам судить; однако такая забота о здоровье семьи и подданных неизменно вызывала восхищение».
Драматическая история ХХ века была безжалостна к культуре шляхетских фольфарков, как и к самим их носителям. Хотя горькие настойки с белорусско-литовскими корнями сохранили отголоски былой славы даже в СССР, из когда-то богатейшего ассортимента настоек и наливок до наших дней в семейном быту дожили лишь немногие. Прежде всего, вишневая наливка, до сих пор особенно популярная на Полесье. Или, например, рябиновая, которая могла бы считаться одним из символов Беларуси: белорусские деревни в Сибири до сих пор можно легко отличить от русских по обилию этих деревьев во дворах. И конечно же, знаменитая зубровка.
Но в целом, современная культура настоек в Беларуси в большей степени — детище, скорее, советской эпохи, результат распространения в Беларуси русских и отчасти украинских традиций. Растения, на которых предпочитают настаивать алкоголь наши современники в домашних условиях, — калган (лапчатка), сабельник, красный корень. И любителям, и промышленности не хватает знания традиций. А ещё — стремления к состязательности, к желанию делиться частью своих секретов с коллегами по цеху и самим учиться у них.
В соседней Польше конкурсы настоек самого разного уровня, от локального до воеводского и общегосударственного, — заvетный элемент национальной культуры, которым охвачены десятки тысяч любителей. И эти любители отнюдь не жертвы алкоголизма, а адепты умеренного потребления. Будем надеяться, культура настоек, любительских и промышленных, со временем возродится и в Беларуси.