GPS координаты: 53.675199, 27.965602
+375 44 707 77 64
GPS координаты: 53.675199, 27.965602
+375 44 707 77 64
Пиво — самый древний из алкогольных напитков, моложе, возможно, лишь питного мёда. В древности алкогольные напитки считались священными: опьянения нельзя было достичь в одиночку, в произвольный момент времени. Нужны были обстановка общинного праздника и санкция жреца. Одним из самых главных праздников была свадьба, создание новой семьи, бывшее священным событием для всей общины.
В годовом сельскохозяйственном цикле пиво больше всего варили осенью, когда играли и большинство свадеб. Краткая передышка между летними и зимними хлопотами, период наибольшего изобилия — он же и перерыв между постами. Самое удобное время и для свадьбы, и для пивоварения. Возможность широко отметить праздник, созвать многочисленную родню и, в том числе, сварить змітроўскае пиво приходились на день Св. Дмитрия (Змiтра). На эту тему сохранилось немало белорусских поговорок:
Святы Змітры — людзі хітры, чаны параць, піва вараць, сыноў жэняць, дачок даюць.
У Змітроў дзень і верабей пад кустом піва варыць.
Пожалуй, сам процесс пивоварения впору сравнить со священным союзом двух противоположных и противоборствующих, но взаимно необходимых начал — Солода и Хмеля. И солод, и пиво вообще, и пивная бочка в фольклоре выступают олицетворением женского — cладкого! — начала в пиве. Да и в жизни. Казалось бы, можно было обойтись и одним солодом — тоже получилось бы пиво. Сладковатое, приторное, как неуемная материнская ласка... все равно бы пьянило и утоляло жажду. Но все же чего-то не хватало бы… Ведь д’ябал солад саладзіў, ды бабе не дагадзіў…
Девушку-невесту в песнях и загадках шутливо сравнивали с томящейся в подвале-пивнице бочкой пива, готового выплеснуться наружу: \Сакатала бочачка,
У піўніцы стоячы:
— Калі мяне не вып'еце,
Я сама разліюся
Па дварэ расіцаю,
За варота крыніцаю.
В конце концов догадались: в пиве не хватает горечи. (А также антибактериальной стойкости, как выяснили намного позже). Сегодня большинство сортов пива немыслимы без Хмеля, который по-мужски все время куда-то лезет и цепляется. Слышали, например, такую поговорку? «Каб на хмель не мароз, дык бы тын перарос». Или загадку: «Быў такі Радзівон, радзіў дзяцей адзін ён. Пайшлі дзеці да Бога, Бога не дасталі, вушы паспускалі».
Бремя отца невесты, вынужденного нести немало хлопот и затрат на свадьбу, особенно на приданое (пасаг) иронически подытоживали: «Аддай дочку ды яшчэ піва бочку». А знаете ли такую загадку? «Паненачка сік-сік, а панічык тык-тык? Да, это пивная бочка и шпунт-затычка». Так что когда молодых осыпают хмелем и зерном в залог будущего счастья и благополучия, звучат в том числе и такие пожелания: «Адным вам возам па піва ехаць! или Трактуйце адно аднаго не так піўцом, як добрым слаўцом». И даже такое: «Каб разам да Абрама на піва трапілі» (пожелание умереть в один день).
По одной из гипотез, славяне первыми догадались использовать хмель в пивоварении, германцы научились этому уже у белорусских предков. Но общепринятым стандартом добавление хмеля в Европе стало лишь к XVI веку. Тогда хмель был одной из заметных статей экспорта из Великого княжества Литовского на Запад, хмельники были в каждом уважающем себя имении.
В конце XIX века, когда начало интенсивно развиваться новое промышленное пивоварение, эта отрасль возродилась снова: в Российской империи Минская губерния занимала почётное третье место по сбору хмеля. Потом снова упадок — и снова относительный подъем в позднесоветские времена. Но в середине 1980-х гг. во время антиалкогольной кампании большинство белорусских хмельников забросили дело, и теперь хмель у нас выращивает только одно предприятие под Малоритой.
В сегодняшней Беларуси, как и во всем мире, одновременно идет два противоречивых процесса: концентрация производства мейнстримовых сортов на крупных предприятиях и одновременно наметившийся в последние годы бум маленьких крафтовых пивоварен и домашнего пивоварения, вынудившие и гигантов обратиться к выпуску крафтовых серий. Жаль только, что пока что сами рецепты, в том числе и «крафтовые», — это, скорее, вариации на хорошо известные на Западе темы, а не поиск собственно белорусских корней. И, наверное, пока хмель и солод у белорусских пивоваров не будут хотя бы на 50% настоящими белорусскими, дело не пойдет на поправку. Пиво, чтобы быть честным, должно произрастать из самой земли. История сохранила кое-какие намёки на сортовую самобытность белорусского пива. Например, его часто варили из смеси ячменного и пшеничного солода, примерно 4:1. А нередко добавляли в исходное сусло горох для лучшей пенистости. Любили иногда и пиво из овса. Кроме хмеля, нередко использовали можжевельник. Возможно, эти поиски и находки у белорусских пивоваров ещё впереди.
Пиво — самый древний из алкогольных напитков, моложе, возможно, лишь питного мёда. В древности алкогольные напитки считались священными: опьянения нельзя было достичь в одиночку, в произвольный момент времени. Нужны были обстановка общинного праздника и санкция жреца. Одним из самых главных праздников была свадьба, создание новой семьи, бывшее священным событием для всей общины.
В годовом сельскохозяйственном цикле пиво больше всего варили осенью, когда играли и большинство свадеб. Краткая передышка между летними и зимними хлопотами, период наибольшего изобилия — он же и перерыв между постами. Самое удобное время и для свадьбы, и для пивоварения. Возможность широко отметить праздник, созвать многочисленную родню и, в том числе, сварить змітроўскае пиво приходились на день Св. Дмитрия (Змiтра). На эту тему сохранилось немало белорусских поговорок:
Святы Змітры — людзі хітры, чаны параць, піва вараць, сыноў жэняць, дачок даюць.
У Змітроў дзень і верабей пад кустом піва варыць.
Пожалуй, сам процесс пивоварения впору сравнить со священным союзом двух противоположных и противоборствующих, но взаимно необходимых начал — Солода и Хмеля. И солод, и пиво вообще, и пивная бочка в фольклоре выступают олицетворением женского — cладкого! — начала в пиве. Да и в жизни. Казалось бы, можно было обойтись и одним солодом — тоже получилось бы пиво. Сладковатое, приторное, как неуемная материнская ласка... все равно бы пьянило и утоляло жажду. Но все же чего-то не хватало бы… Ведь д’ябал солад саладзіў, ды бабе не дагадзіў…
Девушку-невесту в песнях и загадках шутливо сравнивали с томящейся в подвале-пивнице бочкой пива, готового выплеснуться наружу: \Сакатала бочачка,
У піўніцы стоячы:
— Калі мяне не вып'еце,
Я сама разліюся
Па дварэ расіцаю,
За варота крыніцаю.
В конце концов догадались: в пиве не хватает горечи. (А также антибактериальной стойкости, как выяснили намного позже). Сегодня большинство сортов пива немыслимы без Хмеля, который по-мужски все время куда-то лезет и цепляется. Слышали, например, такую поговорку? «Каб на хмель не мароз, дык бы тын перарос». Или загадку: «Быў такі Радзівон, радзіў дзяцей адзін ён. Пайшлі дзеці да Бога, Бога не дасталі, вушы паспускалі».
Бремя отца невесты, вынужденного нести немало хлопот и затрат на свадьбу, особенно на приданое (пасаг) иронически подытоживали: «Аддай дочку ды яшчэ піва бочку». А знаете ли такую загадку? «Паненачка сік-сік, а панічык тык-тык? Да, это пивная бочка и шпунт-затычка». Так что когда молодых осыпают хмелем и зерном в залог будущего счастья и благополучия, звучат в том числе и такие пожелания: «Адным вам возам па піва ехаць! или Трактуйце адно аднаго не так піўцом, як добрым слаўцом». И даже такое: «Каб разам да Абрама на піва трапілі» (пожелание умереть в один день).
По одной из гипотез, славяне первыми догадались использовать хмель в пивоварении, германцы научились этому уже у белорусских предков. Но общепринятым стандартом добавление хмеля в Европе стало лишь к XVI веку. Тогда хмель был одной из заметных статей экспорта из Великого княжества Литовского на Запад, хмельники были в каждом уважающем себя имении.
В конце XIX века, когда начало интенсивно развиваться новое промышленное пивоварение, эта отрасль возродилась снова: в Российской империи Минская губерния занимала почётное третье место по сбору хмеля. Потом снова упадок — и снова относительный подъем в позднесоветские времена. Но в середине 1980-х гг. во время антиалкогольной кампании большинство белорусских хмельников забросили дело, и теперь хмель у нас выращивает только одно предприятие под Малоритой.
В сегодняшней Беларуси, как и во всем мире, одновременно идет два противоречивых процесса: концентрация производства мейнстримовых сортов на крупных предприятиях и одновременно наметившийся в последние годы бум маленьких крафтовых пивоварен и домашнего пивоварения, вынудившие и гигантов обратиться к выпуску крафтовых серий. Жаль только, что пока что сами рецепты, в том числе и «крафтовые», — это, скорее, вариации на хорошо известные на Западе темы, а не поиск собственно белорусских корней. И, наверное, пока хмель и солод у белорусских пивоваров не будут хотя бы на 50% настоящими белорусскими, дело не пойдет на поправку. Пиво, чтобы быть честным, должно произрастать из самой земли. История сохранила кое-какие намёки на сортовую самобытность белорусского пива. Например, его часто варили из смеси ячменного и пшеничного солода, примерно 4:1. А нередко добавляли в исходное сусло горох для лучшей пенистости. Любили иногда и пиво из овса. Кроме хмеля, нередко использовали можжевельник. Возможно, эти поиски и находки у белорусских пивоваров ещё впереди.