С 3 по 5 сентября в Минске будет проходить третий сезон международного фестиваля перформативного искусства «Перформенск 2021».
Программа
3 сентября (пятница)
Мемориальный музей-мастерская З.И. Азгура
16:00 – 20:00
Антонин Бринда (CZ) – Перформативные диалоги (интерактивный перформанс)
Антонин Бринда — чешский художник. Работает в областях перформативного / урбанистического / пешего / телесного искусства. Он создаёт минималистские, концептуальные, длительные перформансы, исследующие такие сферы, как урбанизм, транспортная инфраструктура, международная мобильность.
Перформативные диалоги — упражнение, воркшоп, интерактивный перформанс, метод общения. Цель состоит в том, чтобы исследовать перформанс как альтернативный способ общения — невербального и спонтанного. Вам решать, хотите ли вы стать участником или сохранить роль наблюдателя. К участию приглашаются все желающие, имеющие или не имеющие опыт публичного выступления.
Rabota (BY/DE) – Звуковое Пламя в Минске (звуковое колебание электронных монохордов)
Rabota — объединение практик двух художников: Марики Красиной (1992, Берлин) и Антона Кривули (1975, Минск). Группа основана в 2014 году. С самого начала совместной работы художники рассматривали собственную общую жизнь как перформативный реди мейд, используя обстоятельства как сюжеты, а личные вещи и фото-видеодокументацию как материал для создания перформативных инсталляций и процессуальных объектов, развивая авто-кураторскую практику, осмысленную как художественный медиум. Одним из основных понятий, к которым Rabota обращается, объясняя свои работы, является Незнание, как топологическая основа познания, место автономии.
В прогрессирующей институализации практик интимидации субъектной экзистенции с помощью инструментализированной препостериальности инсталлируется инфернальная парадигма, в которой подвешена каталептическая диковина, напоминающая «Похищение Прозерпины» знаменитого Бернини, особенно в ее мягких частях.
Группа Rabota предлагает обосноваться на брейгелевской периферии, чтобы раскрыть инвариант, который, проистекая из прошлого, пробуравливает диковинный симулякр и далее, как мог бы сказать Стефан Малларме: «Очертания этого сада, напомнят нам старый некрополь».
Участники группы Rabota инсталлируют звуковое колебание в пространстве, извлекая веерные волновые интерференции из электронных монохордов, превращая время и пространство в место события. А что же может звук? Звук манифестирует бытие. Отражаясь от будущего, он возвращается к нам, ожидающим на пнях, койках и чемоданах возвращения Прозерпины.
4 сентября (суббота)
Мемориальный музей-мастерская З.И. Азгура
13:30 Воркшоп: Проба коллективного слушания и импровизации от Люции Паховой (CZ)
Необходима регистрация
Люция Пахова — чешская исполнительница, работающая с импровизированной и записанной музыкой, а также с различными альтернативными музыкальными формами. В её работах внимание уделяется голосу, цитре, объектам и записям с целью установить акустические связи с окружающими людьми и средой. Люция сотрудничает с разными музыкальными, театральными и танцевальными коллективами, проводит мастер-классы по вокалу, народной музыке и импровизации. Она также организует летний исследовательский лагерь по свободной импровизации и умению слушать.
Может ли слух стать источником коллективной свободной импровизации? Как стать ближе к себе, к окружающей среде и людям через звук? С помощью простых упражнений мы будем экспериментировать с различными уровнями процессов слушания, создания звука и свободной импровизации, чтобы найти в них как наш коллективный звук, так и индивидуальное пространство. Приносите с собой любые музыкальные инструменты, предметы или голос. К участию в воркшопе приглашаются все желающие, владеющие или не владеющие музыкальными навыками.
14:00 – 15:40 Перерабатывая реальность: перформансы повседневной жизни (панельная дискуссия, модератор: Антонин Бринда)
Цель панельной дискуссия — познакомиться с произведениями (перформативного) искусства, которые предпочитают повседневное искусственному, которые воспевают красоту обыденности вместо художественных зрелищ и для которых более привычны общественные места, нежели галереи и театры. В дискуссии принимают участие художники, которые «перерабатывают реальность» в своих работах. Где граница между искусством и жизнью? Может ли каждый быть художником?
16:00 – 19:00 Перформансы
Красный Борщевик (BY) – Смех и грех
Смех – это естественная реакция организма. В ней участвуют 80 групп мышц, а скорость, с которой воздух вырывается в процессе, может достигать 100 км/ч. Мы непроизвольно смеёмся над болью людей и отличиями между ними, когда нас что-то очень радует и когда нам страшно. Почему мы смеёмся?
Вика Гребенникова, Алина Голубева (BY) – Стол
Перформанс показывает застолье – момент семейного собрания – и перерабатывает болезненность «традиционных» норм.
Основа перформанса – аудио с голосами женщин, которые смеясь, перебирают фразы. В этом разговоре выявляется внешняя агрессия, привычная и обыденная, встроенная в семейный быт, нераскрытая и нормализованная. Родительско-детские отношения оголяются и замедляются на фразах, сказанных нам когда-то нашими семьями.
Мы сидим за столом, за которым нужно следовать традициям. Но это стол, вынесенный из пространства традиций, наша семья нетрадиционная, мы квиры, мы делаем все неправильно и живем плохо.
Федир и Йохана (CZ) – Медитации для дивана
Пылесос слишком громок для медитации. Мы хотели бы найти способ, при котором душа и тело могли бы отдыхать, когда пылесос включён. Это руководство по медитации для расслабленного существования среди вещей, которые занимают больше места в нашем сознании, чем нам бы хотелось бы, и препятствуют концентрации.
4 сентября (суббота)
Lo-Fi Social Club
20:00 – 4:00 Sound(e)scape Vechar
Вечер экспериментальной музыки и звука состоится 4 сентября в рамках Международного фестиваля перформативного искусства Перформенск 2021 в Lo-Fi Social Club. В рамках мероприятия выступят локальные исполнители, а также несколько музыкантов из Брюсселя.
5 сентября (воскресенье)
Мемориальный музей-мастерская З.И. Азгура
14:00 – 15:40 Переработка воспоминаний, Панельная дискуссия (модераторки: Юлия Мажей, Мария Комарова)
Понятие памяти идёт рука об руку с понятием переработки, так как оба процесса придают большее значение долгосрочному и незабвенному, нежели быстрому и заменимому. К сожалению, никогда нельзя полностью доверять своим воспоминаниям, поскольку человеческий мозг может создавать поддельные воспоминания, путаницу, которая возникает только из сфабрикованных ложных истин.
Не ища каких-либо определенных ответов на столь широко обозначенную область исследований, эта дискуссия стремится бросить взгляд на вопросы, связанные с переработкой мыслей, объектов, существ, воспоминаний.
16:00 – 19:00 Группа Бергамот (BY) – Полёт (перформативная практика)
Бергамот – творческая группа, основанная в 1998 г. Ольгой Масловской и Романом Троцюком. Группа обращается к темам коммуникации, гендера, социальных ролей. Работает с перформансом, видео, фотографией, объектами.
Адамов Александр (BY) – Игровая зона (интерактивный перформанс)
Александр Адамов – белорусский художник. 2017 году окончил Белорусский государственный университет культуры и искусств по специальности культурология и менеджмент. В 2018 году получил степень магистра искусствоведения. С 2018 года занимается арт-практиками. С 2019 года работает сценографом в различных театральных проектах.
19:00 – 21:00 Звуковые перформансы
Вероника Свободова, Михал Цаб (CZ) – Пикник
Вероника Свободова в работе со звуком применяет подход, который безошибочно обнаруживает связь с театральной сценографией, искусством инсталляции и перформансом. В своих работах она связывает пространство, время и ситуацию. Важен не сам звук, а то, как он создаётся в процессе. Часто работы представляют собой прямую реакцию на определённое строение ландшафта или архитектурных пространств.
Мария Комарова (BY) – 555 жуков
Мария Комарова это белорусская художница, которая работает на стыке пост-драматического театра, звука и визуального искусства. Большинство её работ выделяется использованием обычных вещей в необычный контекстах, а также стремлением изменить угол зрения и слушания в отношении повседневности.
В 555 жуках Мария использует рэдимейды и diy для создания обстановки, в которой элементарные предметы обретают новый смысл в спонтанных связях друг с другом. Объекты становятся чем-то другим, конкретными звуковыми существами со своими собственными качествами. Кажущиеся примитивность и повторяемость звукового ландшафта переносят слушателя в мир ментоловых пищалок, одноглазых сирен, лимонных головастиков, имбирных тигров, пластиковых жуков и других насекомых.
Люция Пахова (CZ) – Bzum Bzum
Люция Пахова – чешская исполнительница, работающая с импровизированной и записанной музыкой, а также с различными альтернативными музыкальными формами. В её работах внимание уделяется голосу, цитре, объектам и записям с целью установить акустические связи с окружающими людьми и средой. Люция сотрудничает с разными музыкальными, театральными и танцевальными коллективами, проводит мастер-классы по вокалу, народной музыке и импровизации. Она также организует летний исследовательский лагерь по свободной импровизации и умению слушать.