С 17 июня по 15 июля 2021 года в Минске пройдёт IX международный open-air фестиваль немого кино и современной музыки «Кинемо», организованный проектом Cinemascope и Ассоциацией молодых белорусских композиторов. На протяжении пяти вечеров в Скульптурном дворике Мемориального музея-мастерской З.И. Азгура будут демонстрироваться немые фильмы классиков мирового кинематографа, озвученные современными белорусскими и зарубежными музыкантами и композиторами.
Сбор гостей в 21:30. Начало показов в 22:00.
Программа
17 июня
Семь шансов | Seven Chances
Нерешительный Джимми Шэннон, младший партнёр брокерской фирмы, которая находится на грани финансового краха, узнаёт, что по дедушкиному завещанию ему причитается фантастическая сумма в 7 миллионов долларов. Но получить наследство он сможет, только женившись до 7 часов вечера дня своего 27-летия. Проблема в том, что завещание попадает к нему как раз в этот самый день.
Превосходный комик Бастер Китон наполнил свой фильм курьезами и забавными трюками, которые отличаются динамичностью и напряжённостью. Кажется, что мир не имеет определённой формы и всё время меняется на наших глазах. Так, в одном из эпизодов Бастера преследует огромная толпа женщин, жаждущих мести, а после того как он спотыкается о камни, весь мир позади него внезапно превращается в огромную лавину. Добавленная только после первого тестового просмотра, сцена камнепада стала одной из самых запоминающихся в творчестве Китона.
24 июня
Асфальт | Asphalt
Эльзе Крамер — не первая девушка, которую жестокий Берлин конца 1920-х толкает на путь преступления. Однако её молодость и шарм позволяют ей с лёгкостью обманывать мужчин, добиваясь от них всего, что она пожелает. Схваченная при попытке украсть драгоценности из магазина, она старается очаровать молодого полицейского по имени Альберт Хольк и просит отпустить её на первый раз. В сердце Альберта вспыхивает роковая страсть…
«Асфальт» во всех отношениях знаковая картина: снятая на знаменитой студии UFA, она стала последней немой картиной Германии и вобрала в себя все достижения национального кинематографа того времени. Отмечая некоторую мелодраматичность сюжета, критики высоко ценили режиссёрское мастерство Джо Мэя. Главные роли в картине исполнили популярные актёры Бетти Аманн и Густав Фрёлих.
1 июля
Париж уснул | Paris qui dort
Смотритель Эйфелевой башни с удивлением обнаруживает, что раскинувшийся у его ног огромный город подвёргся какому-то неведомому воздействию: люди словно остолбенели. Остальные сбросили с себя моральные оковы, прекратили работать и ударились в пьяный разгул.
«Париж уснул» — первая режиссёрская работа одного из самых ярких представителей французского киноавангарда 20-х, сценариста, актёра и режиссёра Рене Клера. Фильм был создан группой энтузиастов практически без денег. Он интересен введением «стоп-камеры» для характеристики действия «машины сонных лучей», оригинальным использованием приёма размножения кадра для изображения уснувшего города. В картине прослеживается влияние американской школы Сеннета и французских дадаистов.
8 июля
Кабинет доктора Калигари | Das Cabinet des Dr. Caligari
Калигари, странного вида бродячий фокусник, представляет публике сомнамбулу Чезаре, пребывающего в состоянии сна вот уже 23 года и просыпающегося исключительно по приказу Калигари, чтобы ответить на вопросы о будущем. В одно из таких пробуждений Калигари гипнотизирует Чезаре, спящего в похожем на гроб ящике, чтобы тот похитил возлюбленную молодого героя и совершил убийство.
Самый знаменитый немецкий немой фильм, считающийся шедевром экспрессионизма. Экспрессионистский стиль проявляется здесь в декорациях, игре Файдта (Чезаре) и Краусса (Калигари). Рисованные декорации с неправильной перспективой, нарочито искажёнными тенями находились в явном противоречии с «нормальными» представлениями о пространстве. Влияние фильма на немецкое искусство было исключительным. Он продемонстрировал возможности киноязыка и киновыразительности. Камера и монтаж создают в картине уникальную атмосферу, отражающую беспокойство и ужасы эпохи «смутного времени» после окончания Первой мировой войны.
15 июля
Программа короткометражных фильмов с музыкой молодых композиторов из Беларуси и Польши — победителей профессионального конкурса, организованного в рамках фестиваля «Кинемо».
Антракт | Entr’acte
Всего лишь второй фильм Рене Клера, но он стал знаковым для всего французского кино 20-х гг. Экспериментальная абсурдистская работа, выполненная в манере «дада» и ставшая манифестом французского авангарда. Фильм был снят режиссёром в качестве кинематографической интермедии для «мгновенного» балета «Представление отменяется» шведской труппы Рольфа де Мааре в сотрудничестве с видными представителями сюрреализма, дадаизма и просто парижского авангарда — среди них Эрик Сати, Франсис Пикабиа, Марсель Дюшан, Ман Рэй и Жан Берлен.
Оставьте меня в покое | Emak-Bakia
Сам Рэй утверждал, что этот фильм «оптический», то есть сделан исключительно ради потехи взора, и никакого сюжета в нём нет. Важнее для него были абстрактные формы, снятые в кривых зеркалах, и сверкающие кристаллы, а единственный титр за весь фильм гласит «Причина такого сумасбродства». Оригинальное название «Emak-Bakia» режиссёр позаимствовал у виллы в стране басков, где снимал часть фильма. В финале появляется Кики с Монпарнаса, натурщица и модель сюрреалистов и подруга Рэя, написавшая скандальные мемуары о Париже 20-х гг.
Морская звезда | L’étoile de mer
Мужчина и женщина поднимаются в спальню. Она раздевается и ложится на кровать; он колеблется и уходит. Затем он встречает её на улице, но она уже с другим. Экранизация стихотворения поэта Робера Десноса, друга Рэя. С обнажённой натурой режиссёру пришлось пойти на хитрости, чтобы избежать проблем с цензурой — он сделал так, что кадры стали похожи на карандашный набросок. В роли дамы вновь снялась Кики с Монпарнаса.
Андалузский пёс | Un chien andalou
Глаз, располосованный бритвой; человек, тычущий тростью в отрубленную руку, лежащую среди улицы; мужчина, волокущий за собой два рояля, в которых — мёртвые, полуразложившиеся ослы и вполне живые священники; человеческая ладонь с дырой, из которой появляются муравьи… Сюрреалистической символикой этой ленты, образный строй которой, по словам режиссёра, «не поддаётся никакому рациональному, психологическому или культурному объяснению», Бунюэль и его соавтор по сценарию, художник Сальвадор Дали пытались шокировать зрителя, пошатнуть его веру в обыденную реальность, в «нормальный» порядок вещей.