Недавно в Минской области в Жодино на испытательном полигоне были протестированы беспилотные карьерные самосвалы и погрузчики БелАЗ.
Необходимость перевода грузовых машин на автопилот возникла в связи со всё более усугубляющимися условиями добычи твёрдых полезных ископаемых. Экстремальные температуры, высокая степень загазованности и туман может способствовать длительному простою, так как человеку крайне трудно находиться в это время в рабочей зоне. Кроме того, по утверждениям разработчиков, сейчас на рынке труда ощущается сильный дефицит в квалифицированных водителях. Ко всему прочему, применение роботов исключает перебои работ ввиду пересменок, обеденных перерывов и отдыха. Сообщается, что использование беспилотной грузовой техники, способной работать почти круглосуточно, может повысить производительность на 15-20%.
Проект «Интеллектуальный карьер» был запланирован ещё 5 лет назад и изначально развивался в теоретической форме под руководством академика Климента Трубецкого. На заводе БелАЗ при сотрудничестве с российской компанией VIST Robotics был реализован дистанционно управляемый самосвал грузоподъемностью 130 тонн. Ещё спустя 2 года была создана полностью роботизированная машина, способная передвигаться самостоятельно без участия человека.
После совместными усилиями БелАЗа VIST Robotics и компании «Цифра», занимающейся разработкой алгоритмов искусственного интеллекта, был разработан радиоуправляемый и частично роботизированный фронтальный погрузчик БелАЗ 78250 с ковшом объёмом 22 тонны. Грузовик может в автоматическом режиме доехать до места, а затем дистанционно управляется оператором. К слову, панель управления напоминает набор для гоночного симулятора.
Погрузчик работает в тандеме с карьерным самосвалом БелАЗ 7513R грузоподъемностью 130-136 тонн, который действует полностью самостоятельно в режиме автопилота по заранее заданному маршруту. При этом самосвал не был собран по-новому, а только модернизирован в части рулевого управления, тормозов, а также системы контроля тяги и привода. Стоимость дополнительного оборудование составляет около в 10%-12% от цены самого автомобиля. который стоит более миллиона долларов. Таким образом, стоимость превращения БелАЗа в робота может превышать 100 тыс. долларов.
На данный момент на самосвалах применяется автопилот самого последнего – пятого – уровня, однако для его обучения по-прежнему необходим человек. При возникновении сложных условий дистанционное управление на себя берет оператор, который может одновременно контролировать сразу несколько автомобилей. Искусственный интеллект фиксирует алгоритмы действий при возникновении той или иной экстремальной ситуации, чтобы уже в следующий раз самостоятельно решить проблему, применив полученные знания.
Тем не менее беспилотные самосвалы не способны функционировать на тех участках, где работают живые экипажи. Это неприемлемо с точки зрения безопасности и организации самого рабочего процесса, поэтому роботизированные системы могут применяться только на отдельных площадках.
Пока о полной замене водителя карьерного самосвала роботом речи не идет, но автоматизированная грузовая техника может стать стандартной уже через 10 лет. В этом году 2 роботизированных БелАЗа грузоподъемностью 130 тонн начнут работать в тестовом режиме в Хакасии. В 2019 году планируется выход беспилотных самосвалов на рынки Перу, Чили, где добыча полезных ископаемых ведётся высоко в горах, а в 2020-м – в Южной Африке.