Как будет развиваться электротранспорт в Беларуси

10 / 03 / 20

Президент Беларуси Александр Лукашенко провёл совещание с руководством Совета Министров, на котором обсудил в том числе развитие электротранспорта в Беларуси. 

Актуальность перехода на электротранспорт Президент объяснил так:

– Это не просто дань моде или стремление не отстать от передовых стран, хотя и это так. Это насущная необходимость уже сегодня. Мы завтра-послезавтра вводим два блока атомной электростанции. Мы можем больше произвести электроэнергии. Так почему мы не делаем сегодня, с запасом во времени, крен к электротранспорту, к большему потреблению электроэнергии? Это замена углеводородам.

Президент поставил задачу сделать так, чтобы электроэнергия для автомобилей была дешевле стоимости бензина и дизельного топлива.

В середине февраля 2020 года появилась новость о том, что на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии решили обнулить таможенную пошлину на электромобили в Беларуси. 

 – речь

Нулевая ставка таможенной пошлины на автомобили без двигателя внутреннего сгорания будет действовать до конца 2020 года. За растаможку электрокаров не нужно будет платить и физлицам. Председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович отметил, что такая мера поможет развитию рынка электромобилей, а также инфраструктуры для них. Теперь решение о вводе беспошлинной растаможки электрокаров должен одобрить Совет ЕЭК.

С тех пор, как власти обнародовали эту новость, многие белорусы стали активнее интересоваться темой покупки различных моделей EV. Однако при возможной отмене пошлины в 15%, скорее всего, останется НДС (20%) от суммы стоимости транспортного средства и оплаченной пошлины. 

По мнению директора компании Tesla-Cars – оператора монобренда в Беларуси – Артура Туманова, в случае обнуления ввозной пошлины вместе с налогом на добавленную стоимость реально ожидать и всплеск продаж, сопоставимый с тем, который существует сейчас в Украине, где владельцы электрокаров освобождены от всех платежей.

– У нас могло быть примерно так же или даже лучше, учитывая, что в Беларуси более развитая зарядная инфраструктура. На данный момент в стране насчитывается свыше 300 станций зарядки электромобилей, до конца 2020 года должно быть 400. Количество экземпляров Tesla сегодня приближается к отметке в 90 единиц. Я даже шучу: мы уже лидируем в мире по числу зарядных станций, хотя их соотношение к электрокарам составляет 1 к 2. На мой взгляд, развитие зарядной инфраструктуры обязано идти бок о бок с увеличением количества «электричек» в стране, – поделился Артур Туманов.

Нулевая ставка таможенной пошлины уже применялась – с осень 2016 года по конец августа 2017-го. Статистика ЕЭК свидетельствует, что импорт в Беларусь за указанный период увеличился почти в четыре раза. Однако в других странах ЕАЭС так сильно импорт не увеличился. Ограничением стало то, что нулевая растаможка не распространялась на физических лиц.

В июле 2018 года Александр Лукашенко подписал указ № 273 «О стимулировании использования электромобилей». Документ предусматривает меры, направленные на стимулирование спроса на электромобили, а также создание зарядной и сервисной инфраструктуры. В частности предусмотрено освобождение от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск электромобилей к участию в дорожном движении, налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Беларуси зарядных устройств, не производимых на территории страны. Государственным оператором по созданию и развитию зарядной сети для электромобилей выступает РУП «ПО «Белоруснефть», которое обеспечит разработку и реализацию соответствующей программы.

Кроме того, в Беларуси конструируются и собственные электромобили. Белорусские академики занимаются разработкой типового ряда каркасных легковых электромобилей с кузовом из стеклопластика, электрогрузовика на шасси МАЗ, коммунальной машины с электроприводом. Была создана и электрическая начинка для льдозаливочной машины МТЗ. Все эти проекты обретают жизнь в рамках концепции развития электротранспорта в Беларуси и станут основой мелкосерийного производства.

Кстати, есть распространённое мнение насчёт популярной шутки в Интернете по поводу подарка Илоном Маск электрокара Tesla Александру Лукашенко, что не стоит понимать слова Президента Беларуси буквально. Вполне возможно, он имел ввиду, что Маск подарил «Теслу» всему миру. Правдоподобно, учитывая то, что до того, как вокруг той ситуации поднялся шум, Александр Лукашенко предоставил электрокар Tesla конструкторам со словами «разберите её и сделайте так же». А почему нет, отличная практика, которая вовсю применяется и – более того – является инструментом всеобщего прогресса.

Ввиду вышесказанного весьма органична новость о том, что все автобусы в Минске хотят заменить на троллейбусы и электробусы. В белорусской столице уже работают 80 электробусов, и в настоящее время идёт закупка троллейбусов с автономным ходом. 

– Город принял решение развивать транспорт в экологическом направлении. Прежде чем начать закупку, принять новую технику, мы произвели её оценку. Перевозчик просчитал, что эксплуатационные расходы на электрическое транспортное средство на 15 % ниже, чем на автобус, который работает на дизельной тяге. Наша программа настроена на плавную замену автобусов на троллейбусы с автономным ходом и электробусы, – рассказал директор ГП «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов.

Сейчас на балансе «Минсктранса» – 1557 автобусов, в часы пик на столичные улицы выходит 1001 автобус.