В Беларуси продолжает развиваться культура электротранспорта. Недавно в силу вступил указ №447 "О стимулировании использования электромобилей". Согласно документу в стране появятся дополнительные льготы и преференции на все категории электромобилей. Это позволит увеличить количество использования электротранспорта, а также ускорит развитие зарядной инфраструктуры.
Какие нововведения появятся
-
Ранее для юридических лиц не было предусмотрено никаких льгот. Сейчас появилась "сквозная" отмена НДС. Она действует на всех этапах от производства до ввоза и приобретения электромобилей. Юридические лица при ввозе в Беларусь электромобилей не старше 5 лет для собственных нужд или в целях продажи получают льготы по НДС.
-
Физические лица могут получить возврат НДС в размере не более 500 базовых величин (1 БВ - Br29) по договорам, заключенным до 1 декабря 2021 года.
-
Расширен список категорий транспортных средств, попадающих под льготы. Теперь кроме легковых электромобилей здесь есть грузовые электромобили, электробусы и так называемые «каблучки» - развозные машины для интернет-торговли.
-
Организации-производители электромобилей освобождены от уплаты НДС, если ввозят не производимые в Беларуси автокомпоненты для своей продукции.
-
Появились корректировки по льготам для покупателей зарядных станций. Инвестиционный вычет теперь можно применять к полной стоимости зарядной станции с учетом затрат по ее установке.
-
Отменили освобождение от НДС для ввозимых зарядных станций. Это связано с интенсивным развитием собственного производства в стране.
-
Внедрен инвестиционный вычет для строителей электрозаправок. Если ранее эта льгота распространялась только на оборудование, то сейчас на весь комплекс.
Первый заместитель министра экономики Юрий Чеботарь в рамках освещения нового указа обратил внимание, что на данный момент активно работает программа по развитию электротранспорта в Беларуси. Она предусматривает как расширение парковочных мест, так и создание собственной компонентной базы, в том числе для производства электрогрузовиков и электробусов. По прогнозам властей, к 2025 году количество электромобилей в Беларуси достигнет уровня в 100 тысяч единиц. Количество вредных выбросов в атмосферу удастся снизить на 4-5% (от объема выбросов промышленного производства).
Новый указ будет действовать до 2025 года.
Как новый указ повлияет на развитие инфраструктуры электротранспорта.
Развитие электротранспорта - мировой тренд. В Беларуси активно начинает развиваться соответствующая инфраструктура. Заместитель генерального директора ПО "Белоруснефть" Андрей Котик отметил, что появление на рынке продаж электромобилей юридических лиц с увеличением количества электротранспорта автоматически простимулирует рост количества зарядных станций.
Многие белорусы уже давно знакомы с сетью ЭЗС Malanka, которая представляет два типа станций с быстрой и экспресс-зарядкой. Точки ЭЗС можно найти на трассах и городских парковках рядом с бизнес-центрами и другими объектами, как в столице, так и в областных центрах.
В 2022 году в планах у сети Malanka запустить пилотный комплекс супербыстрой зарядки, где мощность одной станции составит до 350 кВт. За 10 минут вы сможете зарядить электромобиль на 340 км. Оборудование для супербыстрого комплекса будет производить «Белкоммунмаш».Так же планируется расширение сети в областных центрах.
На рынке электромобильной инфраструктуры появляются и новые игроки. Например, «Витязь» начинает установку собственных зарядных станций.