Самую необычную Масленицу провели в 2020 году под Лидой – на узкоколейной железной дороге, которая обслуживает торфобрикетный завод «Дитва». И хотя такие необычные проводы зимы были частью экскурсии для туристов, к празднику присоединились и местные жители, и туристы из Минска, Лиды, Борисова, Гродно и Молодечно.
Местные жители вспоминали, как раньше в окрестных деревнях Лиды встречали весну, и что Масленица на узкоколейке получилась очень похожей на те аутентичные гуляния –небольшая, камерная и уютная, но со всеми атрибутами: большим костром, песнями и танцами, хороводами и сжиганием чучела зимы.
Необычную экскурсию придумал минчанин Артём Слизкий, который очень любит узкоколейки, изучает их историю и уже несколько лет показывает всем заинтересованным пока ещё малоизвестные маленькие железные дороги Беларуси. В этом году он решил, что около Дитвы можно провести и Масленицу.
– Узкоколейка – это, можно сказать, настоящая машина времени, ведь делать вагоны и паровозы для таких железных дорог перестали уже в конце 80-х годов прошлого века. И значит, всё, что сейчас ездит по таким малым дорогам – это раритеты. А проводы зимы – это старинный обряд. Мы подумали, что почему бы не совместить традиции и ретро. И вот получился такой праздник около железной дороги, – говорит Артём.
Узкоколеек в Беларуси осталось не очень много. Их стали укладывать в середине позапрошлого века параллельно с обычной железной дорогой. Пути шириной в 750 миллиметров появлялись там, где тянуть полноценную ветку было экономически невыгодно. Такая миниатюрная дорога соединяла небольшие населенные пункты и активно использовалась на лесозаготовках и промышленных предприятиях. Например, узкоколейка была между Браславом и Друей.