Зарядки для электромобилей в Беларуси станут платными с июля

10 / 06 / 20

В Беларуси закончился первый, тестовый этап создания сети электрозаправочных станций, когда зарядить электромобиль можно было бесплатно. С июля 2020 года «Белоруснефть» вводит тарифы на зарядку на ЭЗС Malanka. В компании подчёркивают, что стоимость электроэнергии будет самой низкой в сравнении с соседями и другими европейскими странами. Она составит около 30-40 копеек за 1 кВт·ч.

– Зарядка электромобилей у нас была бесплатной с 2014 года, пока мы работали в тестовом режиме. Введение платы за использованную электроэнергию обсуждалось уже с 2018 года. Однако было принято решение отложить введение тарификации до 2020 года, – рассказал заместитель директора ПО «Белоруснефть» Андрей Котик. – На сегодняшний день можно сказать, что начальный этап развития сети электрозаправочных станций в Беларуси мы успешно завершили. Malanka появилась и работает во всех регионах и на всех магистралях: к настоящему моменту установили больше 260 ЭЗС. Этого достаточно для обслуживания тысяч электромобилей. И мы логично переходим к следующему этапу – экономически обоснованному развитию сети. Это общемировая практика: даже фирменные зарядные станции Tesla, которые изначально в период становления тоже были бесплатными, сейчас оказывают услугу за деньги.

Впрочем, по словам представителя «Белоруснефти», электротопливо все равно будет значительно – а точнее, в 2 раза – дешевле бензина. Простой подсчёт показывает, что полная зарядка электрокара Nissan Leaf, ёмкость батареи которого 24 кВт·ч, обойдётся его владельцу в 7-9 рублей в зависимости от скорости зарядки. Этого запаса энергии хватит, чтобы проехать 150 километров. Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 литров топлива, которые будут стоить около 18-20 рублей.

При нынешней стоимости бензина в год на заправку машины со среднестатистическим пробегом тратится примерно 6-8 тысяч рублей. Зарядка же обойдётся в 3-3,5 тысячи.

При этом заправиться на Malanka в Беларуси будет значительно дешевле, чем в других европейских странах, где парк электромобилей больше, чем в Беларуси. Допустим, в Германии подзарядить тот же самый Nissan Leaf обойдётся примерно в 20 рублей. Впрочем, в европейских государствах нет единой цены на зарядку, она может варьироваться в зависимости от бренда ЭЗС, от места расположения станций, от скорости зарядки и других факторов. Многие компании, к примеру, берут плату за время, которое требуется для зарядки электромобиля, а не за 1 кВт·ч.

Так выглядит средняя стоимость «заправки» Nissan Leaf с батареей 24 кВт·ч в некоторых европейских странах в пересчёте на белорусские рубли:

  • Германия – 21 руб.;
  • Польша – 23 руб.;
  • Украина – 19 руб.;
  • Литва – 20 руб.
Сравнительно низкую цену на электротопливо, по прогнозам специалистов, удастся удерживать в будущем благодаря получению энергии с Белорусской АЭС.

Оплатить зарядку в Беларуси можно будет с помощью специального приложения. Сейчас в «Белоруснефти» есть приложение для оплаты топлива, используя которое водители могут заправляться быстро и бесконтактно. В скором времени будет запущено похожее и для электрозарядных станций, которое будет называться так же, как сама сеть, – Malanka. Через него можно будет не только произвести оплату, но и отслеживать параметры зарядки электрокара: сколько киловатт заряжено, за какое время, на какое расстояние их хватит. Кроме того, в приложении можно будет забронировать зарядку и увидеть расположение ближайших станций, что также значительно упростит жизнь владельцам электрокаров.