1. История Дворца Румянцевых-Паскевичей
1.1. Граф Румянцев-Задунайский строит гомельскую резиденцию
1.2. Меценат Николай Румянцев и расцвет Гомеля
2. Дворец Румянцевых-Паскевичей сегодня: музейные сокровища
3. Легенды дворца Румянцевых-Паскевичей
3.1. Легенда о собаках Паскевича
3.2. Легенда о женщине в зеркале
4. Экскурсия во дворец Румянцевых-Паскевичей
5.1. Контакты
5.2. Режим работы
5.3. Стоимость билетов (март 2023 года)
6. Отели и рестораны недалеко от дворца Румянцевых-Паскевичей
Петр Румянцев был талантливым полководцем: когда в 1774 году благодаря его действиям Российская империя смогла заключить с турками-османами весьма выгодный для русских Кучук-Кайнарджийский мир, он, приказом Екатерины II, был пожалован присоединением к фамилии памятной приставки «Задунайский», фельдмаршальским жезлом и шпагой, украшенными алмазами, крестом и звездой Андрея Первозванного, а впридачу — городом Гомелем и Гомельским староством. Так в 1775 году в белорусском тогда еще местечке появился новый хозяин — Петр Александрович Румянцев-Задунайский.
Прошло всего три года с первого раздела Речи Посполитой, после которого эти земли отошли Российской империи. До того старостой здесь был Михаил Фредерик Чарторыйский, видный государственный деятель. При нем на высоком берегу Сожа (великолепный обзор, прекрасные виды) был построен деревянный замок, однако новый владелец видел достойным своих владений и статуса совсем другой проект, поэтому в 1777 году начал большое строительство.
Архитектором, скорее всего, выступил Иван Старов, известный возведением Таврического дворца, разработкой плана украинского города Николаева и многочисленными церквями. Первоначальная задумка — двухэтажный дворец, увенчанный бельведером, в стиле раннего классицизма и русского палладианства. Это было время возвращения и переосмысления античных идеалов, которые, как считали философы того периода, помогали видеть вещи такими, какими их задумала природа и посредством искусства укрощать грубые и вульгарные страсти, цивилизуя человека. Поэтому в новой резиденции Румянцева-Здунайского появились коринфские колонны, чьи капители были тонко изукрашены резными листьями, и величественные пилястры. Цокольный этаж — для слуг и хозяйственных дел, первый — для светских приемов и балов, второй — для жизни повседневной. Бельведер, к слову, был не просто декоративным решением — он предназначался для естественного освещения.
Эта резиденция графа стала первой на белорусских землях постройкой в стиле классицизма, а для Российской империи в целом это вообще был один из первых образцов русского палладианства (течение внутри самого классицизма).
Умер граф Петр Румянцев-Задунайский в 1796 году, а дворец в Гомеле перешел по завещанию среднему сыну Николаю. Николай Петрович был человеком весьма, по моде эпохи Просвещения, разносторонним: государственным деятелем, почитателем искусств, покровителем путешественников, меценатом, издателем. Благодаря ему провинциальный, местечковый Гомель начал приобретать новые черты — так, в первые декады XIX века город получил регулярную планировку и застройку в стиле классицизма, став упорядоченным, лишившись архаичного хаоса и беспорядочного нагромождения домов.
Планировка города предполагала, что дворец становится его доминантой; еще одним важным элементом, скрепляющим композицию, был Петропавловский собор, построенный в 1809-1819 годах архитектором Джоном Кларком. Кстати, этот британец почти тридцать лет жил и работал в Гомеле, формируя его облик. В городе появилась и была обустроена главная площадь; при дворце построили флигели под хозяйственные нужды, разбили вишневый сад, оранжерею. Появился летний и охотничий домики. И, что важно и благодаря чему дворец Румянцева приобретал черты цельного комплекса, был благоустроен парк — впервые в истории Гомеля. На сохранившихся планах города 1830-х годов видны проложенные тропки, оранжереи, беседки и клумбы, и над поддержанием порядка там работали специалисты из Берлина. К сожалению, парк не сохранился, теперь его территория застроена, но факт остается фактом: это было время, когда Гомель начал приобретать черты и атмосферу крупного города.
В 1826 году Николай Петрович Румянцев скончался: прах его, к слову, был отправлен из Петребурга в Гомель и захоронен в Петропавловском соборе, куда впоследствии императрица Мария Федоровна в годовщину смерти графа совершила паломничество (историки утверждают, они безнадежно и платонически питали чувства друг к другу).
Дворец перешел его брату Сергею, который то ли не смог, то ли не был заинтересован в гомельском наследстве — вскоре он заложил дворец, а в 1834 году продал его в государственную казну. В этом же году в истории нашего дворца появляется еще один российский полководец — светлейший князь Варшавский, граф Иван Федорович Паскевич-Эриванский. При нем началась вторая жизнь дворца: под руководством архитектора Адама Идзковского надстроили его укрупнили — третий этаж, а на месте южного флигеля появилась башня в четыре этажа, с верандой и часами — ей предназначено было исполнять функции кабинета, библиотеки, резиденции нового владельца. Здесь было богатейшее собрание книг и бесценных произведений искусства. Во дворце была проведена полномасштабная реконструкция, появились новые блистательные интерьеры, был разбит красивейший парк, украшенный статуями и засаженный экзотическими деревьями и отделивший дворец от городского пейзажа, и выкопан пруд.
Работы шли 15 лет — в результате в Гомеле появилась по-настоящему роскошная аристократическая резиденция, поражающая взор не только внешним великолепием, но и тщательной продуманностью, внутренней эстетикой, создаваемой на века. И если для истории белорусских и польских земель граф Паскевич был крайне неоднозначной личностью (подавление восстания 1830-1831 годов, жесткая политика русификации), то в истории Гомеля он остался положительным героем — благоустроителем.
Его сын Федор, унаследовавший дворец, после выхода в отставку продолжил заниматься фамильной резиденцией. При нем была построена часовня и фамильная усыпальница Паскевичей (куда перезахоронили прах Паскевича-отца). Сын, казалось, хочет сохранить память о нем именно в этих стенах, для чего был даже установлен бюст во внутреннем дворике. В 1890 году Федор Иванович частично сделал свой великолепный парк публичным: дважды в неделю в определенные часы, заплатив в кассу по 12 копеек, горожане могли с шиком прогуляться по его аллеям. Парк стал важным городским пространством. Жена Федора Паскевича княгиня Ирина тоже принимала посильное участие в жизни Гомеля, содержа приюты и богадельни, организовывая лазареты и поддерживая женское училище.
«Невольно склоняется голова перед той работой и любовью, которые были вложены при создании всей красоты усадьбы в Гомеле (Гомельского дворца и хозяйственных построек при нём)», — вот что пишет российский искусствовед Георгий Лукомский в 1914 году. Дворец был не только шикарным жилищем аристократа, но и настоящим частным музеем. По описям, в 1890-х годах там было более 3000 предметов искусства, от картин и скульптур до фарфора и бронзы. Это было бесценное собрание, но после революции оно было реквизировано — так же, как и дворец перешел в собственность Советского государства. Случилось это в 1919 году.
С тех пор дворец стал постепенно приходить в упадок. Нет, там не разместили коровник или склад — дворцово-парковому ансамблю присвоили имя первого наркома просвещения Луначарского и организовали там музей. Однако политика молодого пролетарского госдарства не предполагала бережного отношения и сохранности цельности собранной коллекции, так что многие и многие предметы были переданы другим музеям и учреждениям. Во время Второй мировой многие экспонаты и вовсе не вернулись на место после эвакуации, дворец подвергся разрушениям, а парк после реставрационных работ утратил свою ландшафтную выразительность, был упрощен. Композиция, так тщательно выстраиваемая ранее, неумелыми действиями была нарушена, комплекс лишился своего выверенного классического великолепия.
В 1995 году, с ростом интереса к историческому наследию, было постановлено провести реставрацию — так были воссозданы интерьеры XVII-XIX веков. Появился памятник графу Николаю Румянцеву, а фронтон украсили шесть античных скульптур. Некогда они были частью композиции, потом их сняли, а затем Афина, Бахус, Арес и компания и вовсе пропали, так что при содействии скульптора Виктора Смоляра дворец вернул себе еще одну часть классицистского прошлого в виде точных реплик.
Сегодня дворец — это музей, экспозиция которого постоянно пополняется — уже десятки тысяч экспонатов, несколько сотен из которых принадлежали Паскевичам. Помимо реликвий, документов, фотографий и личных вещей бывших владельцев любителей старины заинтересуют коллекции старинных монет и книг (особая гордость — Евангелие печатника Петра Мстиславца, изданное в 1575 году), икон (в том числе и старообрядческих) и других предметов культа. Гуляя по залам, вы погрузитесь в эпохи Киевской Руси, Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской Империи. В общем, музей разноплановый, охватывает множество направлений — точно найдете что-то интересное что для себя, что для детей.
Какой дворец без легенд? Лорд и Марко — так звали двух преданных охотничьих собак, принадлежащих Федору Ивановичу Паскевичу. В Гомеле сразу две локации, напоминающих о верной дружбе: первая – это два камня с их высеченными кличками на месте их захоронения, вторая — бронзовая скульптурная композиция, расположившаяся на берегу Сожа и посвященная графу и его четвероногим друзьям. В Гомеле даже рассказывают свою версию Хатико: их призраки до сих пор охраняют дворец, где они так беззаботно жили со своим хозяином.
Мистически настроенные посетители любят историю о том, что в зеркале на первом этаже появляется женский образ. Местные утверждают, это призрак последней хозяйки дворца — княгини Ирины Паскевич. Гомельчане очень уважительно относились к аристократке, почитая ее за благие дела. После революции ее, уже вдову, лишили родового гнезда и умерла она в коммунальной квартире, всеми забытая, — возможно, после смерти она и правда возвращается туда, где ее жизнь была размеренной и счастливой. Иногда в ее комнате, закрытой для посетителей, мерцает тусклый свет свечи, который видят с улицы, — есть ли смелый проверить?
Прикоснуться к истории последних двух с половиной столетий сегодня проще простого. Для посещения открыты:
Прогулка по комплексу обязательно должна включить и часовню-усыпальницу в неорусском стиле, и зимний сад, и смотровую башню, и, конечно, непременно стоит побродить по парку. Повезет, если попадете на одно из мероприятий которые проводят в небольшом концертном зале (Белой гостиной).
Адрес: Беларусь, Гомель, пл. Ленина, 4, Государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль»
Телефоны: +375 (23) 250-95-93, +375 (23) 250-96-91
Официальный сайт: www.palacegomel.by
В будни с 11:00 до 19:00, в выходные с 10:00 до 18:00. Понедельник — выходной.
Единый билет (для индивидуальных посетителей):
Посещение постоянных экспозиций центральной части и башни дворца, сменных выставок музея (кроме коммерческих), Зимнего сада, башни обозрения, Zooterrа:
Студенты — 10 BYN, полный билет — 15 BYN.
Единый билет плюс (для индивидуальных посетителей):
Посещение постоянных экспозиций центральной части и башни дворца, сменных выставок музея (кроме коммерческих), Зимнего сада, башни обозрения, Zooterrа, дополнительно посещение филиала «Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова», Музея истории города Гомеля, Музея истории печати и фотографии Гомельщины с предоставлением карты-путеводителя «Исторический центр Гомеля»:
Студенты — 15 BYN, полный — 20 BYN.
Поскольку дворец Румянцевых-Паскевичей — туристическая жемчужина Гомеля, то вокруг него целое море самых разнообразных заведений, выбрали для вас лучшие.
Находится в пешей доступности от дворца. Это спокойное и уютное место с хорошими отзывами, интересным меню с толикой фантазии, фирменными чаями. Pet friendly.
Адрес: ул. Советская, 36
Телефон: +375 44 790-33-33
Ресторан, которым владеет шеф-повар, и это сказывается на кухне самым лучшим образом. Место для любителей севиче, морских деликатесов, салатов с крабами и авокадо, равиоли с кроликом и шпинатом и прочих изысков.
Адрес: ул. Рогачевская, 4
Телефон: +375 44 777-90-99
Одно из самых любимых гомельчанами заведений. Действует сезонное меню, основное же — авторские интерпретации итальянских блюд. Пицца, паста, ризотто, гриль-меню.
Адрес: ул. Ленина, 20
Телефон: +375 44 533-88-51
Демократичное заведение, где можно перекусить отличным бургером, съесть завтрак или выпить здоровый сок из ростков пшеницы.
Адрес: пр-т Ленина, 10
Совсем рядом с дворцово-парковым комплексом, поэтому автоматом в проживание включены прогулки по живописному парку. Уровень 4 звезд, соотношение цены и качества превышает ожидания, высокий уровень сервиса.
Сайт: www.zamkovyj.com
Расположен в отдалении от дворца Румянцевых-Паскевичей, но расположение компенсируется невысокими ценами. Место понравится семьям: на территории есть вольеры со зверюшками, за которыми так любят наблюдать дети. Отель — часть большого комплекса, где на одной территории собрали все блага цивилизации: фитнес, автомойку, пивной ресторан, детский центр, сауну.
Адрес: ул. братьев Лизюковых, 4а
Сайт: www.4isto.by
Предлагает гостям камерную домашнюю атмосферу. Расположен на окраине, недалеко Сож, рядом парк. Тихое и умиротворенное место с фирменными завтраками, которые частенько удостаиваются похвалы в отзывах о пребывании.
Адрес: ул. Ильича, 150
Сайт: villarosa.by