В Беларуси 2021 год отмечен значительным ростом продаж электромобилей. Уже в середине прошлого года, по словам министра энергетики, Виктора Каранкевича, общее число электрокаров в Беларуси увеличилось до 4 тысяч.
Такая тенденция связана как с отменой таможенных пошлин на ввоз электромобилей* в нашей стране, так и с развитием инфраструктуры электрозарядных станций. Белорусы могут похвастаться созданием пулов быстрых ЭЗС Malanka, где одновременно заряжаются 6 электромобилей. Аналогов им пока нет ни в одной из стран СНГ.Также EV-Drive поможет, если вы захотите продать свой электромобиль или сдать его в зачет. Ваш электрокар или подключаемый гибрид здесь примут на комиссию.
О том, что сейчас происходит на белорусском рынке электромобилей, и какие перспективы его ожидают, мы поговорили с PR-менеджером проекта EV-Drive Павлом Мурашко.
— Павел, расскажите, насколько пользовались спросом электрокары в Беларуси в прошлом году?
— Спрос был реально высокий, так как весь 2021 год действовала отмена таможенных пошлин* на электромобили. Белорусы при ввозе оплачивали только утиль сбор, который составляет 544.5 рубля.
Одним из самых популярных электрокаров среди белорусов остается Tesla Model 3. После идет Tesla Model Y – кроссовер, созданный на базе «тройки». Первый экземпляр наша компания привезла в Беларусь из США. Как только пошли продажи европейской версии, белорусы начали активно заказывать эту модель. Также развивается рынок китайских электромобилей, которые стремительно набирают популярность.
Кстати, спрос значительно поддерживали и российские покупатели. В России при ввозе электромобилей необходимо оплатить НДС и акциз. Разница в цене при ввозе в Россию, по сравнению с Беларусью, чуть больше 20%. Что может составлять, например, около 10 000 евро, если вы покупаете Tesla стоимостью 50 000 евро.
— Какие существуют стереотипы среди покупателей об электрокарах?
— Одно из самых распространенных убеждений, с которыми сталкивались в нашей компании, заключается в том, что электромобиль подходит только для владельцев частных домов, чтобы розетка всегда была под рукой. А во всех остальных случаях это неудобно.
Приведу аргумент: в Беларуси на данный момент только в сети Malanka 450 ЭЗС для электромобилей, не считая прочих. Около сотни из них находится в Минске. Заряжать электрокар можно в городе, пока вы идете на фитнес, за покупками или на работу. Тут все индивидуально, зависит от вашего расписания. Просто стоит продумать маршрут заранее.
Еще один покупательский стереотип связан со сроком работы батарей. Многие опасаются, что спустя 5 лет электромобиль попросту придется выбросить, так как батарея придет в негодность.
Здесь опасения также напрасны. Несмотря на то, что батарея действительно со временем деградирует, это происходит очень медленно и не влияет на работу электрокара. Емкость батареи может снижаться на 1- 3% в год. Соответственно, через 5 лет вы получите чуть меньший пробег на одной зарядке.
— Какие перспективы, на ваш взгляд, у рынка электромобилей в Беларуси?
— Возврат пошлины в размере 15% на ввоз электрокаров* после Нового года немного повлиял на количество продаж, но не на спрос. Люди пока привыкают к новым ценам, присматриваются, но от покупок не отказываются. За пару месяцев к нам обратилось порядка 10 белорусов, которые планируют покупку электромобиля. Людям хочется попробовать что-то абсолютно новое в техническом плане.
Еще один важный момент, который повлияет на перспективы развития рынка электромобилей, отмена НДС при ввозе для юридических лиц*. Это упрощает возможность открывать шоу-румы и салоны электрокаров и представлять покупателям модели в наличии, предоставлять для тест-драйва. Это будет способствовать росту продаж.
Если инфраструктура ЭЗС дальше будет развиваться такими же быстрыми темпами, это, безусловно, повлияет и на увеличение количества покупок электромобилей. Было бы хорошо, если бы на рынке ЭЗС появились частные компании со свежими предложениями. Такая конкуренция хорошо подстегнула бы всех игроков рынка.
Некоторые сложности для развития рынка элетрокаров могут возникнуть из-за введения НДС для электромобилей старше 5 лет. Хотя процент продаж таких машин не так уж высок, покупатели чаще предпочитают более новые электрокары.
— Каких новинок ждать белорусам среди электромобилей в ближайшем будущем?
— Мы специалисты по новинкам! Наша компания tesla-cars.by привезла Porsche Taycan раньше, чем официальный дилер в Беларуси. Также мы первыми показали белорусам Audi e-tron, Ford Mustang Mach-E и одни из самых популярных моделей Volkswagen в Европе – ID.3 и ID.4.
В 2022 году выйдет обновленная версия Tesla Model Y и Tesla Model 3. Ожидаем, что их производство начнется на заводе Tesla в Берлине, и эти модели вскоре также появятся на белорусском рынке.