Есть в белорусском календаре событий праздник, почитаемый жителями страны наравне с Рождеством. Вот только он, скорее, языческий, чем христианский, и празднуется летом. Речь – о Купалье, эпицентре летних празднеств у восточных славян.
Так что если вы не из Беларуси и планируете посетить страну на ближайших выходных, обязательно прочитайте эту статью – расскажем обо всём самом интересном (и, возможно, полезном), что связано с купальскими народными гуляниями. И белорусам также, скорее всего, будет, что почерпнуть отсюда.
Как уже упоминалось, Купалле у восточных славян ассоциируются по размаху гуляний с Рождением Христовом. Более того, за многие столетия оба торжества тесно переплелись в отношении обрядов и традиций – языческие смешались с христианскими. Поэтому и даты празднования Иванова дня варьируются в зависимости от религиозной конфессии: по православному календарю – в ночь с 6 на 7 июля, по католическому – 24 июня.
В обиходной речи жителей различных регионов Беларуси можно услышать более 15 названий этого праздника. Наиболее распространённые из них: Купалье, Купалле, Купалинка, Иван Купала, Иванов день, Крес (от древнерусского «Кресъ»), Иван Травник, Колосок, Ярилин день, Ярилино гулянье, Свята Сонца і Кахання (в переводе с белорусского «Праздник Солнца и Любви»), Іван Вядзьмацкі, Іван Калдунскі (последние два названия указывают на магию).
Купалье считается одним из древнейших праздников. Изначально языческое торжество было посвящено солнцу и расцвету земли. Его отмечали в период летнего солнцестояния, когда расцвет природы достигает высшей точки. И чтобы воздать должные почести за подаренные блага (например, в виде хорошего урожая), люди совершали жертвоприношения и прочие обрядные мероприятия, демонстрирующие единение с природой.
Празднество в первую очередь было связано с культом солнца. Слово «купало» означало горячее, ярое, сердитое существо, поскольку именно так воспринимали его древние люди. Но также обязательно благодарили и такие природные стихии, как огонь, вода и земля.
С распространением христианства к празднованию Купалья был приурочен день рождения Иоанна Крестителя. Созвучие слов «купало» и «купать» в ассоциациях предков привело к смешению названий торжества, в итоге получилось «Иван Купала».
Появление такого названия отразилось на составе обрядов. Так, праздник стал наряду с прочим подразумевать очищение – водой и огнём, что совместило языческое поклонение солнцу и процесс христианского крещения, непременно подразумевающего погружение в воду.
На праздник Ивана Купала славяне проводили (и проводят до сих пор) множество обрядов. Самый известный и одновременно таинственный – поиск цветка папоротника, открывающий в человеке сверхспособности: понимать разговор зверей и птиц, видеть русалок и наблюдать, как в лесу гуляют деревья. Но ко всему прочему, существует поверье, что обладатель цветка способен обнаружить любой клад.
Но и отыскать чудо-растение не так-то просто. Говорят, его находили только очень смелые люди. Перед закатом они заходили в глухую чащу, где растёт много папоротника, зажигали громничную свечу и ожидали полуночи в надежде на то, что на выбранном месте распустится заветный цветок. При этом нечистая сила будет стараться напугать и прогнать смельчака.
Если попытки обнаружения «папараць-кветкi» отваживались лишь некоторые, то в остальных обрядах на Купалье участвовали все жители селений – и взрослые, и дети. Считалось, что только всеобщее совершение обрядовых мероприятий гарантировало благополучие.
Из распространённых купальских обрядов можно выделить следующие.
Женщины и девушки днём собирали полевые цветы и травы, которые затем освящались в церкви. После растения засушивались и применялись в народной медицине весь год.
Накануне или в купальскую ночь обязательно купались в водоёме. Люди верили, что в этот магический праздник вода обладает особой очистительной силой.
Молодые девушки собирались на берегу озера или реки и гадали на будущее. Для этого плели венки и пускали по воде. Если венок заплывает далеко, то это сулит много счастья в любви. А если венок тонул, то близких отношений с загаданным человек построить не удастся. Плели и по два венка – для жениха и невесты, – которые затем также пускали на воду. Если течение соединяет два венка, то вскоре состоится счастливая свадьба.
К ночи на Купалье готовился обильный обрядовый ужин. Созывались гости за несколько часов до полуночи.
Главный атрибут Купалья – костёр, подготовкой которого занимались мужчины. При этом со всего посёлка собирались ненужные вещи, в том числе одежду нездоровых селян – чтобы уничтожить хворь. Из обязательных составляющих – деревянное колесо, которое поднимали на шесте вверх и поджигали, что символизировало солнце, освещающее мрак. Складывали костёр на берегу водоёма.
Отдавая огню вещи, люди просили о богатом урожае, здоровье, достатке и, конечно, счастья в любви.
Вокруг зажжённого костра водили хороводы, играли в шумные весёлые игры, пели купальские песни (пожалуй, самая известная – «Купалинка – тёмная ночка»). А ещё через костёр прыгали или, по крайней мере, старались.
На рассвете после Купалья все качались по траве – очищались утренней росой. Верили, что такой обряд обеспечит крепким здоровьем на целый год.
Сегодня Купалье празднуют не в таких масштабах, но ожидают его с тем же нетерпением. Это до сих пор одно из самых весёлых массовых гуляний, которое продолжается целые сутки. Поскольку большинство жителей Беларуси – православные христиане, наибольший размах Иван Купала приобретает с 6 на 7 июля. Ежегодно в эти даты в каждом населённом пункте страны проводятся праздничные мероприятия, включающие концерты, весёлые игры, хороводы и, разумеется, костёр.
Купалье – славянский праздник с совершенно особенной, волшебной атмосферой, один из самых разгульных торжеств во всём календарном году. Так что рекомендуем обязательно посетить его посетить!