- На строительство Августовского канала ушло 15 лет, в стройке принимало участие более 7 тыс. рабочих.
-
Длина канала составляет 101, 2 км. Он соединяет реки Неман и Вислу. Чудо гидротехники берет свое начало в польском городе Августов. В Польше находится 79 км. канала, а в Беларуси - около 22 км. Здесь же расположены 5 шлюзов, 2 плотины и 4 судоходных шлюза, а в деревне Немново расположен уникальный четырехкамерный шлюз.
-
Более 10 водных маршрутов проходят по каналу и его притокам.
-
В лесном массиве Августовской пущи вдоль канала обитают редкие виды животных.
-
Недалеко от Августовского канала идет работа над созданием республиканского ландшафтного заказника «Гродненская пуща», не уступающего по красоте «Беловежской пуще».
-
На территории Августовского канала для туристов действует безвизовый режим.
-
В ближайшем будущем Августовский канал, вероятно, пополнит список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Невероятно красивая природа. Выбирайте наиболее подходящий вариант, чтобы насладиться ее красотами: прогулка на теплоходе, сплавы на байдарках по водным маршрутам, пешеходные и велосипедные маршруты, пикники в беседках вдоль канала.
В районе канала располагается множество интересных культурно-исторических объектов, которые являются популярными достопримечательностями:
- Дворцово-парковый ансамбль Воловичей в д. Святск – бесценный памятник архитектуры и садово-паркового искусства второй половины XVIII-начала XIX века, который называют жемчужиной Принеманья.
- Усадьба Святск Гурских в д. Радзивилки. Помимо привлекательной архитектуры рубежа веков, здесь сохранилась водная система XIX века и уцелела уникальная буково-грабовая аллея.
- Костел Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа Кунцевича в п. Селицкин сохранился готический религиозный памятник XVI века с неоготическими часовнями и старым еврейским кладбищем, которое появилось здесь еще в1278 году.
- Оборонительные доты и форты Гродненской крепости. Вдоль канала сохранились руины оборонительных сооружений времён Великой Отечественной войны.
Августовский канал стал гениальным решением своего времени для поддержания и развития экономики и торговли: он соединил Балтийское и Черное моря по бассейнам Вислы и Немана в обход Пруссии, которая в 1824 году ввела серьезные торговые пошлины для всех, кто возил товар через ее территорию. Чтобы воплотить в жизнь такой амбициозный проект, понадобилось 15 лет. Было построено 18 шлюзов, 14 мостов, плотины, обширная инфраструктура. Однако, за это время Пруссия снижает пошлины, а доставлять товар становится более выгодно по железной дороге, поэтому речной транспорт утрачивает свою актуальность. По каналу сплавляют лес, а в 1860-ых, будто забывают про него.
Августовский канал пролегал по красивейшим местам, поэтому стал привлекать туристов. С 1909 года здесь проходили пешие туристические маршруты, а позже и маршруты конных прогулок. Первая Мировая война обошла канал стороной. После нее начался новый туристический всплеск: появились пароходные круизы, прогулки на лодках и байдарках, открывались яхт-клубы. Описание Августовского канала в Беларуси впервые появилось на страницах туристического путеводителя.
Вторая Мировая превратила канал в линию обороны: немцы взорвали 3 шлюза, 8 мостов и несколько плотин.
После войны на территории Польши начались восстановительные работы. На белорусской части канала масштабная реконструкция проходила в 2004-2006 годах. К 200-летию канала сделали уже очень много: отремонтированы старые мосты и причала, появилась новая смотровая площадка.