Микрорайон, образованный улицами Бобруйская, Свердлова и проспектом Независимости, является одним из наиболее оживлённых мест белорусской столицы. И это неудивительно, поскольку здесь находится главный транспортный узел города – железнодорожный и «Центральный» автовокзал. Именно открытие железной дороги (Либаво-Роменской) подстегнуло развитие этого уголка Минска. А пересекая его почти посередине, прямиком от железнодорожного вокзала в самое сердце столицы ведёт старинная улица Кирова, на которой что ни дом, то памятник архитектуры.
• Минский железнодорожный вокзал за время своего существования успел сменить не один облик. В 1873 году он назывался Виленским, или ЛибавоРоменским, и был деревянным; в 1898 он стал каменным и выглядел как огромный пряничный домик с двумя башенками, соединёнными одноэтажной каменной галереей; в 1920-х у нарядного терема из камня появился второй этаж. С 1940 года вокзал кардинально сменил образ на внушительное тёмно-серое сооружение в стиле неоклассицизм и оставался таким до 1991 года. Современное, сияющее стёклами здание вокзал станции Минск-Пассажирский появилось в 2000 году и сегодня является одним из самых комфортабельных железнодорожных вокзалов Европы.
• Привокзальная площадь начала формировываться в виде прямоугольника вдоль Бобруйской улицы с 1871 года, когда были сооружены деревянные павильоны Виленского вокзала. К концу ХlХ столетия она выглядела привлекательно: в центре находилась цветочная клумба, вокруг которой пролегало трамвайное кольцо. А в начале ХХ века на площади был установлен памятник жертвам Курловского расстрела 1905 года, выполненный в виде креста на постаменте. После революции в 1917 году она называлась Площадью 25 октября. В 1948-1956 годах площадь получила вид, уже весьма схожий с современным. Сегодня застройка Привокзальной площади эклектична. Под ней проходит система подземных переходов, которая связывает между собой железнодорожный вокзал, посадочные платформы и станцию метро «Площадь Ленина».
• Выходя из вокзала на площадь, первое, что видят гости столицы, – «въездные врата» Минска в виде двух симметричных 11-этажных башен, завершающих два пятиэтажных жилых дома. Этот архитектурный комплекс был сооружён в стиле сталинский классицизм в 1953 году по проекту архитектора Бориса Рубаненко. На одном здании установлены часы, на втором – литой герб БССР. На 30-метровой высоте башни украшают скульптуры партизанки, солдата, колхозницы и инженера. Первоначально они были из бетона, но в 1972-1975 годах их вместе с некоторыми другими декоративными элементами из-за износа демонтировали, а в 2004 году установили снова, но уже из силумина. Название «Ворота Минска» комплекс получил не случайно – это символичная отсылка к деревянным башням старинного минского Замчища, которые тоже в своё время были въездными воротами.
• В расположенном между двумя площадями Университетском городке БГУ сохранилось несколько построек 1920-х годов, выполненных в стиле конструктивизм. К одним из самых старых зданий университета принадлежит нынешний ректорат Белгосуниверситета. Во внутреннем дворике БГУ располагается парковый ансамбль, включающий скульптуры Франциска Скорины, Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Николая Гусовского, Симона Будного и Василя Тяпинского, а также бюст Махатмы Ганди и монумент в виде винтовки в память о преподавателях и студентах БГУ, погибших в годы Великой Отечественной войны, установленный в 1975 году.
• Среди сталинской застройки выделяется здание бывшей гимназии Рейман. Это четырёхэтажное здание появилось на рубеже ХIХ и ХХ веков. Сначала в нём находилось управление 4-й полицейской части. Затем с 1913 года здесь размещалась частная женская гимназия генеральской вдовы Елизаветы Рейман. Плата за обучение в 8-классной гимназии была высокой, тем не менее, к началу 1917 года в ней обучались более пятисот девушек. Во времена СССР гимназию переделали под общежитие, которое после переоборудовали в музыкальную школу, а ещё позже —в Минский городской комитет по образованию. Теперь в здании размещается суд Евразийского экономического союза.
• Недалеко от железнодорожного вокзала есть своеобразный зелёный оазис – Михайловский сквер. Это излюбленное место отдыха минчан и гостей столицы находится между улицами Свердлова, Кирова, Ленинградской и Михайловским переулком. Сквер был заложен в 1925 году возле размещавшейся поблизости Виленской ярмарки и носил название сада имени Карла Либкнехта. В 1934 году он был переименован в Михайловский сквер. Сегодня он знаменит жанровыми скульптурами авторства Владимира Жбанова. Так, на одной из здешних скамеек элегантно сидит утончённая женщина – скульптура «Незнакомка», которая была установлена в 1998 году. При входе в сквер по улице Кирова находится скульптура «Девочка с зонтиком», ставшая своеобразным памятником жертвам трагедии на станции метро «Немига» 30 мая 1999 года. А возле остановки по улице Ленинградская просит огонька «Прикуривающий» – сделанная с реального человека, кинопродюсера Владимира Голынского, статуя. Во время работы над скульптурой В. Голынский погиб, тем не менее, работу автор завершил, и в 1999 году памятник был установлен.
• На улице Кирова находится одно из самых впечатляющих сооружений Минска – легендарный стадион «Динамо», история которого насчитывает уже более 80 лет. Открытие стадиона состоялось в 1934 году, а его вместимость составляла 10 000 зрителей. Но уже через несколько лет он был реконструирован и в 1938-м уже был способен принять на трибунах под открытым небом на 12 тысяч зрителей больше. Однако в первые же дни Великой Отечественной войны немецкие воздушные эскадрильи разрушили сооружение практически полностью. Вновь он открылся после двухлетнего восстановления летом 1948-го, однако реставрационные работы длились в течение семи лет.
Поводом для очередной реконструкции в 1978-1980 годах стала подготовка к отборочным матчам футбольного турнира Олимпийских игр в 1980 году. В результате появились дополнительные помещения и монументальная композиция «Бег», а вместимость была увеличена до 50 000 зрителей. Правда, после замены деревянных скамей на сидения в 1999-м вместимость трибун уменьшилась до 34 000.
С 2012 по июнь 2018 года центральная арена столицы вновь находилась на реконструкции. Теперь стадион может принять 22 246 зрителей, на трибуне для прессы могут разместиться более 800 журналистов, а для работников радио и телевидения предусмотрены 150 комментаторских кабин. В октябре этого же года стадион получил высшую категорию по классификации УЕФА. Он станет главной ареной II Европейских игр 2019 года в Минске.
Улица Бобруйская пролегает вдоль участка железной дороги возле вокзала и через Привокзальную площадь. Есть предположение, что названа она так в честь первой крупной станции Либаво-Роменской железной дороги после Минска, находящейся в городе Бобруйск. Застройка улицы началась с 1870-х годов.
В настоящее время по большей части застроена нечётная сторона – зданиями послевоенной постройки, за исключением ректората БГУ. На чётной стороне находятся железнодорожный вокзал и торговый центр, совмещённый с автовокзалом «Центральный».
В конце Бобруйская улица изгибается и завершается перекрёстком с улицей Свердлова. До 1922 года эта улица называлась Коломенской – в честь 119-го Коломенского пехотного полка, стоявшего в Минске. В 1945 году она была названа именем Якова Михайловича Свердлова – революционера-большевика.
От «въездных ворот» Минска и до парка Горького простирается улица Кирова, которая до 1934 года являлась двумя самостоятельными улицами: 11 июля (а ещё ранее – Михайловской) и Университетской (ранее – Магазинной). Названная именем российского революционера и активного политического деятеля Сергея Мироновича Кирова, в советское время улица стала настоящим кварталом номенклатуры и чиновников. Сегодня улица Кирова является аллеей памятников архитектуры XX века, где можно встретить сооружения и в стиле конструктивизма, и неоклассицизма, и модерна.
Координаты для навигации:
53.891000, 27.550906
Время работы:
Круглосуточно
Микрорайон, образованный улицами Бобруйская, Свердлова и проспектом Независимости, является одним из наиболее оживлённых мест белорусской столицы. И это неудивительно, поскольку здесь находится главный транспортный узел города – железнодорожный и «Центральный» автовокзал. Именно открытие железной дороги (Либаво-Роменской) подстегнуло развитие этого уголка Минска. А пересекая его почти посередине, прямиком от железнодорожного вокзала в самое сердце столицы ведёт старинная улица Кирова, на которой что ни дом, то памятник архитектуры.
• Минский железнодорожный вокзал за время своего существования успел сменить не один облик. В 1873 году он назывался Виленским, или ЛибавоРоменским, и был деревянным; в 1898 он стал каменным и выглядел как огромный пряничный домик с двумя башенками, соединёнными одноэтажной каменной галереей; в 1920-х у нарядного терема из камня появился второй этаж. С 1940 года вокзал кардинально сменил образ на внушительное тёмно-серое сооружение в стиле неоклассицизм и оставался таким до 1991 года. Современное, сияющее стёклами здание вокзал станции Минск-Пассажирский появилось в 2000 году и сегодня является одним из самых комфортабельных железнодорожных вокзалов Европы.
• Привокзальная площадь начала формировываться в виде прямоугольника вдоль Бобруйской улицы с 1871 года, когда были сооружены деревянные павильоны Виленского вокзала. К концу ХlХ столетия она выглядела привлекательно: в центре находилась цветочная клумба, вокруг которой пролегало трамвайное кольцо. А в начале ХХ века на площади был установлен памятник жертвам Курловского расстрела 1905 года, выполненный в виде креста на постаменте. После революции в 1917 году она называлась Площадью 25 октября. В 1948-1956 годах площадь получила вид, уже весьма схожий с современным. Сегодня застройка Привокзальной площади эклектична. Под ней проходит система подземных переходов, которая связывает между собой железнодорожный вокзал, посадочные платформы и станцию метро «Площадь Ленина».
• Выходя из вокзала на площадь, первое, что видят гости столицы, – «въездные врата» Минска в виде двух симметричных 11-этажных башен, завершающих два пятиэтажных жилых дома. Этот архитектурный комплекс был сооружён в стиле сталинский классицизм в 1953 году по проекту архитектора Бориса Рубаненко. На одном здании установлены часы, на втором – литой герб БССР. На 30-метровой высоте башни украшают скульптуры партизанки, солдата, колхозницы и инженера. Первоначально они были из бетона, но в 1972-1975 годах их вместе с некоторыми другими декоративными элементами из-за износа демонтировали, а в 2004 году установили снова, но уже из силумина. Название «Ворота Минска» комплекс получил не случайно – это символичная отсылка к деревянным башням старинного минского Замчища, которые тоже в своё время были въездными воротами.
• В расположенном между двумя площадями Университетском городке БГУ сохранилось несколько построек 1920-х годов, выполненных в стиле конструктивизм. К одним из самых старых зданий университета принадлежит нынешний ректорат Белгосуниверситета. Во внутреннем дворике БГУ располагается парковый ансамбль, включающий скульптуры Франциска Скорины, Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Николая Гусовского, Симона Будного и Василя Тяпинского, а также бюст Махатмы Ганди и монумент в виде винтовки в память о преподавателях и студентах БГУ, погибших в годы Великой Отечественной войны, установленный в 1975 году.
• Среди сталинской застройки выделяется здание бывшей гимназии Рейман. Это четырёхэтажное здание появилось на рубеже ХIХ и ХХ веков. Сначала в нём находилось управление 4-й полицейской части. Затем с 1913 года здесь размещалась частная женская гимназия генеральской вдовы Елизаветы Рейман. Плата за обучение в 8-классной гимназии была высокой, тем не менее, к началу 1917 года в ней обучались более пятисот девушек. Во времена СССР гимназию переделали под общежитие, которое после переоборудовали в музыкальную школу, а ещё позже —в Минский городской комитет по образованию. Теперь в здании размещается суд Евразийского экономического союза.
• Недалеко от железнодорожного вокзала есть своеобразный зелёный оазис – Михайловский сквер. Это излюбленное место отдыха минчан и гостей столицы находится между улицами Свердлова, Кирова, Ленинградской и Михайловским переулком. Сквер был заложен в 1925 году возле размещавшейся поблизости Виленской ярмарки и носил название сада имени Карла Либкнехта. В 1934 году он был переименован в Михайловский сквер. Сегодня он знаменит жанровыми скульптурами авторства Владимира Жбанова. Так, на одной из здешних скамеек элегантно сидит утончённая женщина – скульптура «Незнакомка», которая была установлена в 1998 году. При входе в сквер по улице Кирова находится скульптура «Девочка с зонтиком», ставшая своеобразным памятником жертвам трагедии на станции метро «Немига» 30 мая 1999 года. А возле остановки по улице Ленинградская просит огонька «Прикуривающий» – сделанная с реального человека, кинопродюсера Владимира Голынского, статуя. Во время работы над скульптурой В. Голынский погиб, тем не менее, работу автор завершил, и в 1999 году памятник был установлен.
• На улице Кирова находится одно из самых впечатляющих сооружений Минска – легендарный стадион «Динамо», история которого насчитывает уже более 80 лет. Открытие стадиона состоялось в 1934 году, а его вместимость составляла 10 000 зрителей. Но уже через несколько лет он был реконструирован и в 1938-м уже был способен принять на трибунах под открытым небом на 12 тысяч зрителей больше. Однако в первые же дни Великой Отечественной войны немецкие воздушные эскадрильи разрушили сооружение практически полностью. Вновь он открылся после двухлетнего восстановления летом 1948-го, однако реставрационные работы длились в течение семи лет.
Поводом для очередной реконструкции в 1978-1980 годах стала подготовка к отборочным матчам футбольного турнира Олимпийских игр в 1980 году. В результате появились дополнительные помещения и монументальная композиция «Бег», а вместимость была увеличена до 50 000 зрителей. Правда, после замены деревянных скамей на сидения в 1999-м вместимость трибун уменьшилась до 34 000.
С 2012 по июнь 2018 года центральная арена столицы вновь находилась на реконструкции. Теперь стадион может принять 22 246 зрителей, на трибуне для прессы могут разместиться более 800 журналистов, а для работников радио и телевидения предусмотрены 150 комментаторских кабин. В октябре этого же года стадион получил высшую категорию по классификации УЕФА. Он станет главной ареной II Европейских игр 2019 года в Минске.
Улица Бобруйская пролегает вдоль участка железной дороги возле вокзала и через Привокзальную площадь. Есть предположение, что названа она так в честь первой крупной станции Либаво-Роменской железной дороги после Минска, находящейся в городе Бобруйск. Застройка улицы началась с 1870-х годов.
В настоящее время по большей части застроена нечётная сторона – зданиями послевоенной постройки, за исключением ректората БГУ. На чётной стороне находятся железнодорожный вокзал и торговый центр, совмещённый с автовокзалом «Центральный».
В конце Бобруйская улица изгибается и завершается перекрёстком с улицей Свердлова. До 1922 года эта улица называлась Коломенской – в честь 119-го Коломенского пехотного полка, стоявшего в Минске. В 1945 году она была названа именем Якова Михайловича Свердлова – революционера-большевика.
От «въездных ворот» Минска и до парка Горького простирается улица Кирова, которая до 1934 года являлась двумя самостоятельными улицами: 11 июля (а ещё ранее – Михайловской) и Университетской (ранее – Магазинной). Названная именем российского революционера и активного политического деятеля Сергея Мироновича Кирова, в советское время улица стала настоящим кварталом номенклатуры и чиновников. Сегодня улица Кирова является аллеей памятников архитектуры XX века, где можно встретить сооружения и в стиле конструктивизма, и неоклассицизма, и модерна.