Древний Пинск недаром считается жемчужиной белорусского Полесья. У города чрезвычайно длинная и богатая история, а по числу сохранившихся памятников архитектуры он является вторым в Беларуси после Гродно.
На узких улочках Пинска сохранились многие старинные здания XVIII-XX веков, которые и до сих пор формируют его облик. В городе находится один из крупнейших и древнейших сохранившихся архитектурных ансамблей в стиле барокко, превосходный классический дворец конца XVIII века, величественный иезуитский коллегиум и много других уникальных зданий. В городе есть прекрасная набережная Пины с удивительным речным вокзалом, а художественная роспись опор моста и одного из зданий в центре города, сделанная местным уличным художником Евгением Сосюрой, достоверно иллюстрирует прошлое города.
Один из нескольких иезуитских коллегиумов на территории Беларуси находился в Пинске. На протяжении нескольких веков комплекс занимал доминирующее положение во всем городском ансамбле, да и сейчас величественное здание в историческом центре города является основным якорем внимания его гостей.
Здание было построено в середине XVII века и сочетает в своем облике ренессанс и барокко. Главный фасад коллегиума смотрит на площадь Ленина. Первое время коллегиум выполнял своё образовательное назначение, но позже отошёл сначала к униатскому, а затем – к православному монастырю. В 1918 году монастырь снова стал католическим, но с приходом советской власти окончательно потерял религиозное значение. В 1940 году богатая библиотека коллегиума была перевезена в Ленинград, а стоявший совсем рядом костёл Святого Станислава в 1953 году взорвали. В итоге в оригинальном виде сохранился лишь экстерьер коллегиума, в то время как интерьеры давно потеряли исторический облик.
Сегодня в здании коллегиума находится «Музей Белорусского Полесья», которому в 2016 году исполнилось 90 лет. На сегодняшний день музей включает более 66 тысяч экспонатов основных фондов и ещё несколько тысяч научно-вспомогательных фондов.
Неподалеку от коллегиума расположена ещё одна историко-культурная доминанта Пинска – собор Успения Пресвятой Девы Марии, относящийся к давно закрытому монастырю францисканцев. Собор построен на месте некогда существовавшего деревянного храма, заложенного еще в 1396 году. Уже в 1510 году вместо деревянной возвели каменную церковь, но в ходе восстания 1648 года она, как и здания монастыря, получила существенные повреждения, а в ходе Северной войны комплекс пострадал ещё больше. В итоге к 1730 году монастырь и храм были полностью отстроены заново в стиле барокко. Костёл представляет собой трёхнефную базилику, но нефы столь узкие, что некоторые исследователи ошибочно считают храм однонефным. Внутри расположено семь алтарей, а интерьер украшен резьбой по дереву и превосходными горельефами. Главный алтарь включает копию полотна Б. Мурильо «Вознесение Девы Марии», кроме того, в храме находится картина «Пинская Мадонна» кисти А. Ромера. Вторая картина художника на территории Беларуси находится в костёле Святого Иоанна Крестителя в Камаях, что в Поставском районе Витебской области. Кроме того, в храме действует превосходный орган, созданный в 1837 году. Это наиболее старый среди действующих органов в Беларуси. Рядом с собором находится колокольня – та самая, что немного наклонена. Многоярусную башню начали строить ещё в начале XIX века, по изначальному проекту К. Каменского она была трёхъярусной. В начале XX века польский архитектор достроил четвёртый ярус.
Дворец Бутримовича, построенный в 1794 году, – удивительный памятник архитектуры, наглядно иллюстрирующий переход от барокко к классицизму. Барочные элементы включают вогнутые формы боковых частей, двухъярусный фасад и овальную форму главного зала, в то время как от классицизма здание получило полную симметричность, дорические колонны. Парадный двор здания ориентирован на набережную Пины, то есть – от города. Сегодня во дворце находится ЗАГС, здание во многом сохранило свое великолепие, а его посещение включено во все туристические маршруты Пинска.
В начале XVIII века в Пинске был основан католический монастырь бернардинцев. На сегодняшний день его доминантой является бывший костёл Михаила Архангела, а ныне православный собор Святой Варвары в стиле позднего барокко постройки конца XVIII века. Барочные черты четко прослеживаются благодаря плоским пилястрам, нишам и упорядоченному прямоугольному плану здания. Костёл стал православным в 1830-х, в результате чего на нем появились купола-луковки в русской традиции. Позже рядом с ним появилась звонница, а неподалеку – жилой корпус монастыря, – всё в классическом стиле.
В тёплое время года на набережной Пины появляется совершенно необычное для Беларуси и весьма интересное сооружение – плавучий речной вокзал. Деревянное плавучее здание было построено в первой половине XX века, когда автомобильных дорог на Полесье было меньше, а водных путей значительно больше. Многие отдаленные деревни в те времена не имели других путей сообщения с городом, помимо водных, а пароходы плавали по Припяти и Пине в обе стороны. Теперь речной вокзал имеет скорее культурное, нежели хозяйственное значение.
Первый пинский кинотеатр «Казино», построенный в 1911 году, является наиболее ярким образцом стиля модерн. Здание привлекает внимание декоративной кладкой, фигурными коваными решётками, а сочетание разнородных элементов дает основание считать стиль эклектикой. Раньше угол здания венчала восьмигранная башня с куполом, ныне не сохранившаяся. В 2006 году здание отремонтировали и разместили там Полесский драматический театр. В результате его интерьер полностью преобразился, в то время как наружное оформление во многом сохранило исторический облик.
Костёл Святого Карла Баромея – это каменный храм, построенный на месте более старого деревянного костёла ордена коммунистов. Его строили 12 лет, с 1770 по 1782 год. Здание выдержано в барочном стиле, но со значительным влиянием более ранней оборонительной архитектуры. Храм имеет однонефную структуру без апсиды. Мощные стены придают облику монументальности вопреки небольшим размерам, а венчает храм башня, совмещающая шатер и купол. К слову, вариантов названия у костёла несколько – Карла Баромиуша, Боромиуша, Борромиуша, Боромея и даже Борромея.
В городе немало интересных старинных зданий. Особенно в районе бывшей рыночной площади (сейчас площадь Ленина) и набережной Пины, где в прошлые века селились ремесленники и купцы. На старинных улицах города можно увидеть архитектуру барокко, классицизма, эклектики, модерна, кирпичного и других стилей. Обязательно прогуляйтесь по историческому центру Пинска, здесь сильно ощущается атмосфера настоящего европейского городка, столь редко встречаемая в Беларуси.
Впервые Пинск был упомянут в письменных источниках в 1097 году под названием Пиньск или Пинеск. Уже в 1174 году город упоминался как столица одноименного княжества, бывшего в те времена самостоятельным. В 1320 году Гедимин присоединил Туровское княжество и Пинск в его составе к ВКЛ. К концу XIV века стал формироваться исторический центр города, основой которого стали княжеский замок и рыночная площадь. А к концу XV века относится формирование «агломерации» – в письменных источниках появляются окружающие Пинск деревни. Это и неудивительно: в 1566 году город являлся вторым по значимости в Брестском воеводстве. После Люблинской унии Пинск и вовсе стал центром воеводства, а в 1581 году получил магдебургское право и герб.
Во время казацко-крестьянской войны 1648 года войска Богдана Хмельницкого захватили город и устроили там погромы еврейского населения. Вскоре войска Януша Радзивилла отбили город, но это стоило ему 5 тысяч домов и около 15 тысяч жителей. Новый удар не заставил себя долго ждать: во время войны России с Речью Посполитой в 1655 году город снова захватили, разграбили и сожгли.
На закате истории Речи Посполитой, в 1784 году, в Пинске побывал король Станислав Август Понятовский. Он приехал на торжественную церемонию закладки первого камня дворца Бутримовича.
В составе Российской империи город оказался после второго раздела Речи Посполитой. В ходе войны 1812 года город захватили французы. Впрочем, уже через несколько месяцев отряд русской армии отбил его. В XIX веке город был в основном населен евреями, что поспособствовало развитию его промышленности. Так, в окрестностях города в 1860 году заработал сахарный завод, в 1885 году – судоремонтный и механический заводы, а в 1892 году – спичечная фабрика «Прогресс-Вулкан».
В начале XX века город последовательно находился под российской, немецкой, украинской, польской и советской властью. 28 октября 1942 года нацисты уничтожили пинское гетто, в результате чего были убиты 17 тысяч человек. В 1954 году ликвидировали существовавшую с 1939 года Пинскую область, и город вошёл в состав Брестской области. В 1956 году снесли строения на рыночной площади и главную синагогу города.
После распада СССР Пинск начал застраиваться современными жилыми домами. В большей степени это коснулось окраин города, но современные дома появляются и вблизи исторического центра.
Координаты для навигации:
52.111154, 26.104038
Время работы:
Музей Белорусского Полесья в коллегиуме иезуитовДревний Пинск недаром считается жемчужиной белорусского Полесья. У города чрезвычайно длинная и богатая история, а по числу сохранившихся памятников архитектуры он является вторым в Беларуси после Гродно.
На узких улочках Пинска сохранились многие старинные здания XVIII-XX веков, которые и до сих пор формируют его облик. В городе находится один из крупнейших и древнейших сохранившихся архитектурных ансамблей в стиле барокко, превосходный классический дворец конца XVIII века, величественный иезуитский коллегиум и много других уникальных зданий. В городе есть прекрасная набережная Пины с удивительным речным вокзалом, а художественная роспись опор моста и одного из зданий в центре города, сделанная местным уличным художником Евгением Сосюрой, достоверно иллюстрирует прошлое города.
Один из нескольких иезуитских коллегиумов на территории Беларуси находился в Пинске. На протяжении нескольких веков комплекс занимал доминирующее положение во всем городском ансамбле, да и сейчас величественное здание в историческом центре города является основным якорем внимания его гостей.
Здание было построено в середине XVII века и сочетает в своем облике ренессанс и барокко. Главный фасад коллегиума смотрит на площадь Ленина. Первое время коллегиум выполнял своё образовательное назначение, но позже отошёл сначала к униатскому, а затем – к православному монастырю. В 1918 году монастырь снова стал католическим, но с приходом советской власти окончательно потерял религиозное значение. В 1940 году богатая библиотека коллегиума была перевезена в Ленинград, а стоявший совсем рядом костёл Святого Станислава в 1953 году взорвали. В итоге в оригинальном виде сохранился лишь экстерьер коллегиума, в то время как интерьеры давно потеряли исторический облик.
Сегодня в здании коллегиума находится «Музей Белорусского Полесья», которому в 2016 году исполнилось 90 лет. На сегодняшний день музей включает более 66 тысяч экспонатов основных фондов и ещё несколько тысяч научно-вспомогательных фондов.
Неподалеку от коллегиума расположена ещё одна историко-культурная доминанта Пинска – собор Успения Пресвятой Девы Марии, относящийся к давно закрытому монастырю францисканцев. Собор построен на месте некогда существовавшего деревянного храма, заложенного еще в 1396 году. Уже в 1510 году вместо деревянной возвели каменную церковь, но в ходе восстания 1648 года она, как и здания монастыря, получила существенные повреждения, а в ходе Северной войны комплекс пострадал ещё больше. В итоге к 1730 году монастырь и храм были полностью отстроены заново в стиле барокко. Костёл представляет собой трёхнефную базилику, но нефы столь узкие, что некоторые исследователи ошибочно считают храм однонефным. Внутри расположено семь алтарей, а интерьер украшен резьбой по дереву и превосходными горельефами. Главный алтарь включает копию полотна Б. Мурильо «Вознесение Девы Марии», кроме того, в храме находится картина «Пинская Мадонна» кисти А. Ромера. Вторая картина художника на территории Беларуси находится в костёле Святого Иоанна Крестителя в Камаях, что в Поставском районе Витебской области. Кроме того, в храме действует превосходный орган, созданный в 1837 году. Это наиболее старый среди действующих органов в Беларуси. Рядом с собором находится колокольня – та самая, что немного наклонена. Многоярусную башню начали строить ещё в начале XIX века, по изначальному проекту К. Каменского она была трёхъярусной. В начале XX века польский архитектор достроил четвёртый ярус.
Дворец Бутримовича, построенный в 1794 году, – удивительный памятник архитектуры, наглядно иллюстрирующий переход от барокко к классицизму. Барочные элементы включают вогнутые формы боковых частей, двухъярусный фасад и овальную форму главного зала, в то время как от классицизма здание получило полную симметричность, дорические колонны. Парадный двор здания ориентирован на набережную Пины, то есть – от города. Сегодня во дворце находится ЗАГС, здание во многом сохранило свое великолепие, а его посещение включено во все туристические маршруты Пинска.
В начале XVIII века в Пинске был основан католический монастырь бернардинцев. На сегодняшний день его доминантой является бывший костёл Михаила Архангела, а ныне православный собор Святой Варвары в стиле позднего барокко постройки конца XVIII века. Барочные черты четко прослеживаются благодаря плоским пилястрам, нишам и упорядоченному прямоугольному плану здания. Костёл стал православным в 1830-х, в результате чего на нем появились купола-луковки в русской традиции. Позже рядом с ним появилась звонница, а неподалеку – жилой корпус монастыря, – всё в классическом стиле.
В тёплое время года на набережной Пины появляется совершенно необычное для Беларуси и весьма интересное сооружение – плавучий речной вокзал. Деревянное плавучее здание было построено в первой половине XX века, когда автомобильных дорог на Полесье было меньше, а водных путей значительно больше. Многие отдаленные деревни в те времена не имели других путей сообщения с городом, помимо водных, а пароходы плавали по Припяти и Пине в обе стороны. Теперь речной вокзал имеет скорее культурное, нежели хозяйственное значение.
Первый пинский кинотеатр «Казино», построенный в 1911 году, является наиболее ярким образцом стиля модерн. Здание привлекает внимание декоративной кладкой, фигурными коваными решётками, а сочетание разнородных элементов дает основание считать стиль эклектикой. Раньше угол здания венчала восьмигранная башня с куполом, ныне не сохранившаяся. В 2006 году здание отремонтировали и разместили там Полесский драматический театр. В результате его интерьер полностью преобразился, в то время как наружное оформление во многом сохранило исторический облик.
Костёл Святого Карла Баромея – это каменный храм, построенный на месте более старого деревянного костёла ордена коммунистов. Его строили 12 лет, с 1770 по 1782 год. Здание выдержано в барочном стиле, но со значительным влиянием более ранней оборонительной архитектуры. Храм имеет однонефную структуру без апсиды. Мощные стены придают облику монументальности вопреки небольшим размерам, а венчает храм башня, совмещающая шатер и купол. К слову, вариантов названия у костёла несколько – Карла Баромиуша, Боромиуша, Борромиуша, Боромея и даже Борромея.
В городе немало интересных старинных зданий. Особенно в районе бывшей рыночной площади (сейчас площадь Ленина) и набережной Пины, где в прошлые века селились ремесленники и купцы. На старинных улицах города можно увидеть архитектуру барокко, классицизма, эклектики, модерна, кирпичного и других стилей. Обязательно прогуляйтесь по историческому центру Пинска, здесь сильно ощущается атмосфера настоящего европейского городка, столь редко встречаемая в Беларуси.
Впервые Пинск был упомянут в письменных источниках в 1097 году под названием Пиньск или Пинеск. Уже в 1174 году город упоминался как столица одноименного княжества, бывшего в те времена самостоятельным. В 1320 году Гедимин присоединил Туровское княжество и Пинск в его составе к ВКЛ. К концу XIV века стал формироваться исторический центр города, основой которого стали княжеский замок и рыночная площадь. А к концу XV века относится формирование «агломерации» – в письменных источниках появляются окружающие Пинск деревни. Это и неудивительно: в 1566 году город являлся вторым по значимости в Брестском воеводстве. После Люблинской унии Пинск и вовсе стал центром воеводства, а в 1581 году получил магдебургское право и герб.
Во время казацко-крестьянской войны 1648 года войска Богдана Хмельницкого захватили город и устроили там погромы еврейского населения. Вскоре войска Януша Радзивилла отбили город, но это стоило ему 5 тысяч домов и около 15 тысяч жителей. Новый удар не заставил себя долго ждать: во время войны России с Речью Посполитой в 1655 году город снова захватили, разграбили и сожгли.
На закате истории Речи Посполитой, в 1784 году, в Пинске побывал король Станислав Август Понятовский. Он приехал на торжественную церемонию закладки первого камня дворца Бутримовича.
В составе Российской империи город оказался после второго раздела Речи Посполитой. В ходе войны 1812 года город захватили французы. Впрочем, уже через несколько месяцев отряд русской армии отбил его. В XIX веке город был в основном населен евреями, что поспособствовало развитию его промышленности. Так, в окрестностях города в 1860 году заработал сахарный завод, в 1885 году – судоремонтный и механический заводы, а в 1892 году – спичечная фабрика «Прогресс-Вулкан».
В начале XX века город последовательно находился под российской, немецкой, украинской, польской и советской властью. 28 октября 1942 года нацисты уничтожили пинское гетто, в результате чего были убиты 17 тысяч человек. В 1954 году ликвидировали существовавшую с 1939 года Пинскую область, и город вошёл в состав Брестской области. В 1956 году снесли строения на рыночной площади и главную синагогу города.
После распада СССР Пинск начал застраиваться современными жилыми домами. В большей степени это коснулось окраин города, но современные дома появляются и вблизи исторического центра.