Имение в Залесье Михаилу Огинскому подарил его дядя. Здесь композитор прожил со своей семьёй 20 лет – с 1802 по 1820-е годы.
Помимо одноэтажного дворца из камня, на территории находилась часовня, пивоварня, пара зверинцев и мельница, которая была соединена с двумя оранжереями. Многие строения были восстановлены в XX в.
В приусадебном парке сохранились два больших валуна, посвящённые наставнику Ралею и восстанию Тадеуша Костюшки.
В «Английском парке» сохранился античный «Храм Амелии» и восстановлены две беседки: в греческом и китайском стилях.
Кроме этого, построены мостики, садовые диваны, установлены памятные камни: в честь Тадеуша Костюшко и гузовского гувернера Жана Роле.
Неповторимую красоту придают извилистые речки и живописное озеро.
«Северные Афины» – именно так громко называлась жемчужина белорусской архитектуры, усадьба Огинских. Расположенная в агрогородке Залесье под Сморгонью, в свое время эта усадьба была местом встреч выдающихся людей своей эпохи, которые приезжали сюда не только из Вильни и других близлежащих городов, но и из Москвы, Петербурга, Варшавы и даже Парижа. И все это не только благодаря ее хозяину, выдающемуся композитору, дипломату и активному государственному деятелю М. К. Огинскому, но и тому, что он создал здесь настоящий архитектурный шедевр в стиле классицизм.
Усадьба занимает обширную территорию, а центральное место принадлежит дворцу. Это превосходное двухэтажное здание, привлекающее своим изяществом. Он является отличным примером рационального совершенства, которое обязательно стоит увидеть. В 2014 г. закончилось его восстановление и теперь это полноценный музей, способный рассказать все об истории этого места. Второй корпус включает галерею-оранжерею. Картину дополняет водяная мельница, католическая часовня, хозяйственные постройки и великолепный парк с ручьями, прудом, мостиками, павильонами и памятными камнями.
Дворец – один из наиболее ярких памятников классицизма, построенный в начале XIX века. Архитектором выступил Михал Шульц, тогдашний заведующий кафедрой архитектуры Виленского университета. Руководил строительством виленский губернский архитектор, француз Жозеф Пусье. Дворец имеет характерные для классицизма черты, в частности, простоту и рациональность форм. Он расположен в начале парка, недалеко от озера. Главный корпус имеет фасад длиной 35 метров, а центральную часть занимает портик дорического ордера с четырьмя колоннами. Высоту два этажа имеют лишь два боковых флигеля, галерея между ними одноэтажная.
Очевидно, что второй корпус дворца появился несколько позже первого, и строился уже другими архитекторами, а также не за одну очередь. Это ясно по его более противоречивому облику, несколько диссонирующему с обликом первого корпуса. Основу его составляет длинная галерея-оранжерея, растянувшаяся почти на 60 метров, с превосходной наклонной стеклянной крышей. Общий экстерьер дворца отличается скромностью, здесь нет элементов декора, за исключением колоннады портика и галереи. После реставрации скромность внешнего убранства с лихвой восполняют интерьеры. Работает библиотека, включающая архив произведений самого автора, а также кабинет, бильярдная, музыкальные салоны и розовая гостиная. Все они обставлены мебелью, сделанной специально для музея и внешне соответствующей оригинальной мебели усадьбы первой половины XIX века. Тут регулярно проводятся костюмированные балы, музыкальные вечера и другие интересные мероприятия. Следите за расписанием!
Парк изначально создавался как иррегулярный, или английский. Это подразумевает естественность форм и сохранение природного ландшафта в противовес барочным «французским», символизирующим полный контроль человека над природой. Сегодня его состояние значительно хуже, чем было при его первом хозяине, но это не умаляет его естественную красоту. Каналы, ручьи и другие водоемы, мостики и переправы, многочисленные дорожки и остатки небольших строений – все это создает неповторимую атмосферу и заряжает особенным настроением.
Посреди парка лежат два больших, покрывшихся мхом и лишайниками, мемориальных камня. Один из них Огинский заложил в честь своего учителя, француза Жоана Ролея, и теперь камень носит его имя. Второй посвящен славным временам восстания под предводительством Тадеуша Костюшко и называется «Теням Костюшко». На обоих камнях выбиты соответствующие надписи.
Когда-то в имении функционировала водяная мельница, представлявшая собой двухэтажное каменное здание. Позже мельница пришла в упадок и частично разрушилась, но во второй половине прошлого века она была восстановлена. Оригинальным остался лишь фундамент сооружения.
Небольшая католическая часовня Девы Марии была построена в 1815 г. Здание находилось не в лучшем состоянии, но было реконструировано в 1920-1930-е годы, во времена польской власти.
Среди парковых сооружений сохранился лишь один павильон, носящий название «Храм Амелии». Точных данных о том, когда он был восстановлен, нет, как и неизвестно, насколько много в нем сохранилось оригинального. Павильон назван в честь одной из дочерей композитора.
Впервые фольварк Дербы, а именно так называлось первое поселение на этом месте, упоминался в XVI веке. В 1690 г. фольварк фигурирует среди населенных пунктов Ошмянского повета Виленского воеводства. Огинские начали владеть здешней землей в XVIII в., они и переименовали населенный пункт в Залесье. До 1802 г. усадьбой владел дядя Михаила Клеофаса — Франтишек Ксаверий. К началу XIX в. это был деревянный дом с примыкавшим к нему французским парком.
После третьего раздела Речи Посполитой местность стала относиться к Российской империи, но хозяев не сменила. Затем сюда приехал сам Михаил Клеофас, которому имение и обязано своим великолепием. После его отъезда в Петербург, а затем и в эмиграцию здесь не происходило ничего значительного.
Толчок к развитию Залесья дала прокладка в начале XX в. железной дороги между Вильно и Минском, а также строительство железнодорожной станции. К этому времени население насчитывало уже 190 человек. В ходе Первой мировой войны усадьба сильно пострадала, а потом эта территория вошла в состав новообразованной Польши. В итоге к 1931 г. на самом фольварке было всего два двора и 24 жителя, а основная масса – 134 жителя и 21 двор – жили на железнодорожной станции.
С приходом советской власти Залесье стало центром сельсовета в Сморгонском районе. К 1993 г. тут жили 1100 человек, сейчас население несколько снизилось, хоть дворов теперь и больше – 411 против 403.
Координаты для навигации:
54.419666, 26.523342
«Северные Афины» – именно так громко называлась жемчужина белорусской архитектуры, усадьба Огинских. Расположенная в агрогородке Залесье под Сморгонью, в свое время эта усадьба была местом встреч выдающихся людей своей эпохи, которые приезжали сюда не только из Вильни и других близлежащих городов, но и из Москвы, Петербурга, Варшавы и даже Парижа. И все это не только благодаря ее хозяину, выдающемуся композитору, дипломату и активному государственному деятелю М. К. Огинскому, но и тому, что он создал здесь настоящий архитектурный шедевр в стиле классицизм.
Усадьба занимает обширную территорию, а центральное место принадлежит дворцу. Это превосходное двухэтажное здание, привлекающее своим изяществом. Он является отличным примером рационального совершенства, которое обязательно стоит увидеть. В 2014 г. закончилось его восстановление и теперь это полноценный музей, способный рассказать все об истории этого места. Второй корпус включает галерею-оранжерею. Картину дополняет водяная мельница, католическая часовня, хозяйственные постройки и великолепный парк с ручьями, прудом, мостиками, павильонами и памятными камнями.
Дворец – один из наиболее ярких памятников классицизма, построенный в начале XIX века. Архитектором выступил Михал Шульц, тогдашний заведующий кафедрой архитектуры Виленского университета. Руководил строительством виленский губернский архитектор, француз Жозеф Пусье. Дворец имеет характерные для классицизма черты, в частности, простоту и рациональность форм. Он расположен в начале парка, недалеко от озера. Главный корпус имеет фасад длиной 35 метров, а центральную часть занимает портик дорического ордера с четырьмя колоннами. Высоту два этажа имеют лишь два боковых флигеля, галерея между ними одноэтажная.
Очевидно, что второй корпус дворца появился несколько позже первого, и строился уже другими архитекторами, а также не за одну очередь. Это ясно по его более противоречивому облику, несколько диссонирующему с обликом первого корпуса. Основу его составляет длинная галерея-оранжерея, растянувшаяся почти на 60 метров, с превосходной наклонной стеклянной крышей. Общий экстерьер дворца отличается скромностью, здесь нет элементов декора, за исключением колоннады портика и галереи. После реставрации скромность внешнего убранства с лихвой восполняют интерьеры. Работает библиотека, включающая архив произведений самого автора, а также кабинет, бильярдная, музыкальные салоны и розовая гостиная. Все они обставлены мебелью, сделанной специально для музея и внешне соответствующей оригинальной мебели усадьбы первой половины XIX века. Тут регулярно проводятся костюмированные балы, музыкальные вечера и другие интересные мероприятия. Следите за расписанием!
Парк изначально создавался как иррегулярный, или английский. Это подразумевает естественность форм и сохранение природного ландшафта в противовес барочным «французским», символизирующим полный контроль человека над природой. Сегодня его состояние значительно хуже, чем было при его первом хозяине, но это не умаляет его естественную красоту. Каналы, ручьи и другие водоемы, мостики и переправы, многочисленные дорожки и остатки небольших строений – все это создает неповторимую атмосферу и заряжает особенным настроением.
Посреди парка лежат два больших, покрывшихся мхом и лишайниками, мемориальных камня. Один из них Огинский заложил в честь своего учителя, француза Жоана Ролея, и теперь камень носит его имя. Второй посвящен славным временам восстания под предводительством Тадеуша Костюшко и называется «Теням Костюшко». На обоих камнях выбиты соответствующие надписи.
Когда-то в имении функционировала водяная мельница, представлявшая собой двухэтажное каменное здание. Позже мельница пришла в упадок и частично разрушилась, но во второй половине прошлого века она была восстановлена. Оригинальным остался лишь фундамент сооружения.
Небольшая католическая часовня Девы Марии была построена в 1815 г. Здание находилось не в лучшем состоянии, но было реконструировано в 1920-1930-е годы, во времена польской власти.
Среди парковых сооружений сохранился лишь один павильон, носящий название «Храм Амелии». Точных данных о том, когда он был восстановлен, нет, как и неизвестно, насколько много в нем сохранилось оригинального. Павильон назван в честь одной из дочерей композитора.
Впервые фольварк Дербы, а именно так называлось первое поселение на этом месте, упоминался в XVI веке. В 1690 г. фольварк фигурирует среди населенных пунктов Ошмянского повета Виленского воеводства. Огинские начали владеть здешней землей в XVIII в., они и переименовали населенный пункт в Залесье. До 1802 г. усадьбой владел дядя Михаила Клеофаса — Франтишек Ксаверий. К началу XIX в. это был деревянный дом с примыкавшим к нему французским парком.
После третьего раздела Речи Посполитой местность стала относиться к Российской империи, но хозяев не сменила. Затем сюда приехал сам Михаил Клеофас, которому имение и обязано своим великолепием. После его отъезда в Петербург, а затем и в эмиграцию здесь не происходило ничего значительного.
Толчок к развитию Залесья дала прокладка в начале XX в. железной дороги между Вильно и Минском, а также строительство железнодорожной станции. К этому времени население насчитывало уже 190 человек. В ходе Первой мировой войны усадьба сильно пострадала, а потом эта территория вошла в состав новообразованной Польши. В итоге к 1931 г. на самом фольварке было всего два двора и 24 жителя, а основная масса – 134 жителя и 21 двор – жили на железнодорожной станции.
С приходом советской власти Залесье стало центром сельсовета в Сморгонском районе. К 1993 г. тут жили 1100 человек, сейчас население несколько снизилось, хоть дворов теперь и больше – 411 против 403.