Какой может стать улица Карла Маркса в Минске

7 / 08 / 20

Идея последних лет – сделать столичную улицу Карла Маркса пешеходной – стала близка к реализации: проекты по модернизации уже в этом году должны рассмотреть на заседании Мингорисполкома, а оттуда передать на утверждение в Совмин. Что хотят разместить на «пешеходе», куда оттуда уберут весь транспорт, рассказали в Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС), специалисты которой разрабатывали для улицы проект по совершенствованию общественной и транспортной инфраструктуры.

Частично улица Карла Маркса пешеходной уже была – с 2012 по 2014 годы. В выходные дни с мая по сентябрь там проходили шумные культурно-развлекательные мероприятия с участием артистов, художников, мастеров. Потом площадкой для выступлений сделали Верхний город.

Идея снова сделать Карла Маркса пешеходной появилась в 2018 году, когда Мингорисполком возглавлял Андрей Шорец, он и предложил специалистам БАЭС разработать для улицы концепцию по совершенствованию общественной и транспортной функции. Определили, что пилотная зона – это отрезок Карла Маркса от улицы Володарского до Комсомольской. Концепцию рассмотрели и одобрили на градостроительном совете Минска.

– Уже много лет главная функция, она же и проблема Карла Маркса, – парковка автомобилей. Это практически гараж, здесь 200 мест для стоянки авто, которые в среднем загружены на 95%. Две полосы проезжей части используются под парковку, одна – для движения транспорта. В основном люди приезжают в офисы и административные учреждения. Для пешеходов остаются лишь узкие зоны, – описал сегодняшнее положение дел председатель БАЭС Юрий Важник.

Эксперт отметил, что такое использование территории – неэффективное: пешеходам двигаться неудобно, а улица недостаточно выполняет общественную функцию. Это стоит изменить, тем более что Карла Маркса – это продолжение «Ворот Минска», центр столицы с историческими зданиями, по которому любят гулять минчане и гости города. БАЭС предложили сделать «пешеходку» культурно-познавательной и при этом тихой и спокойной: кроме административных зданий на Карла Маркса есть многоквартирные жилые дома и нельзя нарушать покой их жильцов.

– На Карла Маркса очень высокий потенциал спроса на сферу услуг, поэтому из нее можно сделать привлекательное место для туристов и минчан. Для этого необходимо уменьшить проезжую часть до одной полосы и расширить пешеходную зону, на которой можно проводить выставки, устраивать салоны и галереи, стилизованные рестораны и кафе, т.е. места, рассчитанные на интеллектуальный, культурный бомонд. К тому же на Маркса уже есть музеи, театры, исторические здания, на которые стоит посмотреть и посетить их. Уникальным якорем должна стать разрабатываемая БАЭС система смыслового туризма «Гений моего места». Это как аллея славы, только не для поп-звезд, а гениальных белорусов из нашего славного прошлого. Такие мероприятия не будут создавать шум и помехи для местных жителей.

На Карла Маркса предполагается не изменять схему проезда для авто местных жителей, а также для обслуживающего объекты грузового и коммунального транспорта. Но последний транспорт будет заезжать на «пешеходку» по определенному режиму.

– Транзитное движение с Карла Маркса сегодня практически связано с парковкой и оно практически исчезнет. Часть автомобилей поедет по параллельной улице Кирова. Парковаться автомобилисты смогут на Кирова и Комсомольской. Но на этих улицах платную стоянку следует сделать более эффективной за счет оборачиваемости на ней транспорта, повышенным тарифам, контролю оплаты, – отметил Юрий Важник.

Также при поездке на «пешеходку» эксперты рекомендуют отказываться от личного транспорта в пользу общественного, чаще использовать каршеринговые автомобили.

На пересечении Карла Маркса с Комсомольской предлагается сделать приподнятый до уровня тротуара перекрёсток. 
В БАЭС подсчитали, что модернизация Карла Маркса в пешеходную улицу увеличит экономический эффект от её использования. Например, стоимость земли вырастет в 2,5 раза, объём финансовых и экономических выгод увеличится почти в три раза, использование культурно-познавательной зоны намного эффективнее, чем платная парковка, а сам проект может быть источником финансовых ресурсов для развития пешеходной зоны.

Кроме того, эксперты БАЭС определили, что в центре Минска есть ещё семь зон где должно культивироваться пешеходное движение. Причем каждая зона должна иметь свою «изюминку» и специализироваться.

В Комитете архитектуры и градостроительства Мингорисполкома TUT.BY сообщили, что до конца 2020 года власти столицы рассмотрят вопрос превращения Карла Маркса в пешеходную улицу. После проект направят на рассмотрение и утверждение в Совмин.

– Сейчас архитекторы разрабатывают концепции для Карла Маркса, прорабатывают разные варианты. Ведь БАЭС занимались только проектом, который касается упорядочения дорожного движения. А ведь ещё нужно создать ту среду, где людям будет комфортно, увязать это с архитектурными решениями, чтобы можно было окунуться в окружение. Это не просто, как отремонтировать дом, нужно увидеть ту изюминку, которая для города будет интересна.