Выставка о художественном осмыслении военных событий откроется 16 сентября в Национальном художественном музее

14 / 09 / 20

Выставка «75 лет Великой Победы» начнет работу с 16 сентября в Национальном художественном музее Беларуси.

«Тема войны в искусстве Беларуси – непреходящая и актуальна вот уже 75 лет, была первой и важнейшей для творцов в течение почти четырех десятилетий. Такой престиж свидетельствует о ее значимости для народа, а размах, широта и одухотворенность образов, созданных белорусскими художниками в 1950-1980-е годы, придали многим произведениям хрестоматийный характер. Интерес у мастеров среднего поколения обусловлен не только ее масштабностью, но и стремлением художественного осмысления драматических событий, желанием попробовать себя в социально значимом произведении, где есть все: и пафос, и психологизм, и трагедийность», – рассказали в музее.

Война стала своеобразным водоразделом в памяти людей. В искусстве выделяют три сформировавшихся поколения художников, которые затронули в творчестве эту тему. Художники 1930-х годов – очевидцы, чья творческая зрелость пришлась на военные годы. Поколение 1960-х годов – их детство военного периода, а также современники – 1950-1960-х годов, которые знают о событиях по произведениям искусства и со слов родителей, без личного опыта. «Такое «хронологическое» деление имеет смысл, потому как каждая формация привнесла присущее времени и судьбе мироощущение. Поколения объединяет понимание того, что для такой темы нужна правда, без внешних «шумовых» эффектов и ложного пафоса», – отметили организаторы.

Земли Беларуси четыре года были оккупированы захватчиками, шла напряженная партизанская война. В искусстве утверждается отношение к событиям войны как теме исторической – великом этапе советского народа, что сказывается и на концепции большинства произведений. В белорусской живописи основной темой становится партизанская. Она вбирает в себя множество произведений разного уровня – от реалистических описательных обобщений партизанской жизни до символических. В искусстве чувствуется философичность, открытая публицистичность, которая ведёт за собой символ и метафору.