17 октября в ресторане «Заслонаў» произошло беспрецедентное событие – accrochage. С французского это слово может переводиться как «развешивание». Репродукции картин Романа Заслонова – барочно-сюрреалистические, подробные, с неизменными рыжеволосыми женщинами и эффектом «картины в картине» – были заменены оригинальными работами другого периода и совсем иной стилистики.
Ресторан «Заслонаў» был открыт в 2017 году, когда предприниматель Дмитрий Скоромник решил создать особое атмосферное место с авторской кухней и европейским подходом к гостеприимству. А назвал ресторан фамилией своего давнего друга Романа Заслонова – белорусско-французского художника, внука Героя Советского Союза. Репродукции картин Романа висели на стенах заведения с первого дня работы – и вплоть до 17 октября.
Теперь стены ресторана украшают 12 картин, созданных в годы творческого поиска художника. Живописный «Привет из 90-ых» оказался многослойным и объёмным, спокойным, но не мрачным, полным надежд, чаяний и исканий. По словам самого автора, знаковая картина выставки, её квинтэссенция – работа «Плоскость». На ней в растянутых свитерах и с шальным оптимизмом в глазах стоят «хипстеры» 90-ых.
– Это было время бесконечной стройки Дворца Республики, – вспоминает Роман. – Все 80-ые и 90-ые годы прошли за этим длинным забором. На нём когда-то стихийно возник мемориал Виктора Цоя. На картине это тоже есть: видите, метро, забор, вот Дворец профсоюзов и Дворец Республики. На этой работе – просто молодёжь того времени. Я сам был молодым в то время и так всё это видел. А название картины – «Плоскость» – навеяно песней Гребенщикова: «Мы стояли на плоскости с переменным углом отраженья…»
Женщины, написанные Романом в конце 80-ых – начале 90-ых, разительно отличаются от медноволосых муз с поздних полотен. Более земные, но не менее привлекательные, героини 90-ых словно знают об этой жизни всё, при этом нисколько не кокетничают со зрителем – но почему-то не отпускают его от себя долгое время. А работа «Ведёрко черники» и вовсе в некоторой степени автобиографична: это настроенчески-обобщённый портрет жены Романа, которая изображена также на картине «Валторнистка».
Наверное, самая ироничная работа – «Художник и модель». Глядя на неё, Роман Заслонов довольно щурится:
– Здесь художник смотрит на обнажённую модель, а на картине у него что-то совершенно другое. Вообще, это немного автопортрет. И если сам над собой не посмеёшься, то кто же над тобой по-хорошему посмеётся? А как только художник начинает относиться к себе серьёзно – он перестаёт быть художником.
В VIP-зале находятся полотна, созданные на исторические, мифологические и библейские сюжеты. Это совершенно итальянская по духу картина «Христос с учениками», жизнеутверждающая «Товий и ангел», строгая «Бегство в Египет» и завораживающая работа «Женщины, медленно двигающиеся по тёмному лесу», напоминающая «Весну» Боттичелли.
– Это было время поиска своего стиля, – объясняет Роман. – А когда что-то ищешь, ты ищешь это через то, что ты любишь. Для меня это было и есть итальянское Возрождение, Брейгель и другие голландцы. Нашему поколению повезло: мы были не обязаны работать на заказные социально-политические темы. Мы делали то, что нам хотелось. К библейским мотивам я раньше подходил немного по-детски, как к иллюстрации. Всё это писалось с лёгкостью, наглостью. Сейчас же я отношусь к этому гораздо серьёзнее и не считаю себя готовым продолжать работать на эти темы. Переход к нынешнему стилю был постепенным: у меня никогда не было резких скачков, хотя зрителю сейчас кажется иначе.
Такое событие, как смена картин, не прошло незаметно для общественности. На официальном открытии выставки 17 октября собрались люди культуры, искусства и бизнеса. А директор Купаловского театра, экс-министр культуры и экс-посол Беларуси во Франции Павел Латушко рассказал, что познакомился с Заслоновым как раз в этой стране, и добавил:
– Прыехаў Раман з нефармальнай культурнай сталіцы свету, і я прапаную, каб Ждановічы сталі нефармальнай культурнай сталіцай Беларусі. І гэты праект – гэта толькі пачатак!
Действительность 90-ых не всегда внушала оптимизм, но определённо давала надежду на светлое будущее. Когда на полотнах Романа Заслонова взгляд цепляется за нервные мазки, импрессионистские штрихи, глубокие тени – то видит в этом искании веру молодости в хэппи-энд, убеждённость в том, что мы все заслуживаем счастья.
Уходя, осматриваешь мельком картины – и в голове начинает звучать всё тот же Гребенщиков: «Я вижу, что их появление весьма неслучайно, весьма неслучайно…»
Выставка картин Романа Заслонова «Привет из 90-ых» продлится около полугода. Успейте прикоснуться к истории и искусству, пока картины не вернулись в частные коллекции.