4 февраля 1977 года — важная дата в истории минского метрополитена: именно тогда было принято Постановление о его строительстве. Начало линии было положено со станции «Парк Челюскинцев», и протянулась она в обе стороны — на почти 8 км вдоль главного городского проспекта. Так в канун 40-летия со дня освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков, 29 июня 1984 года, началось регулярное движение поездов Минского метрополитена — от станции «Институт культуры» до станции «Московской». За семь лет городу удалось построить восемь станций и электродепо «Московское». А к 1986 году появилась и станция «Восток», продлив «Московскую» ветку на еще почти 2 км.
Вскоре, в 1990 году, появилась вторая линия минского метро — «Автозаводская»: протяженностью 6 км она включала шесть станций — от станции «Тракторный завод» до станции «Фрунзенская». Стоит ли говорить, что введение второй линии сильно разгрузило транспортную систему города, облегчило перемещение и сделало жизнь горожан намного комфортнее. Метро стало любимым видом транспорта жителей Минска — только за первый год им воспользовалось более 80 млн человек.
Вплоть до 2005 года продлевали «Автозаводскую» ветку: за это время построили еще восемь станций и электродепо «Могилевское» — сейчас линия включает 14 станций, от «Каменной горки» до «Могилевской». А в 2014 была полностью завершена «Московская» ветка — и сегодня это 15 станций, от «Малиновки» до «Уручья».
Строительство третьей линии — «Зеленолужской» — продолжается до сих пор: в ноябре 2020 года был сдан первый участок длиной 3,5 км с четырьмя станциями по маршруту, от «Юбилейной площади» до «Ковальской Слободы».
Важной особенностью минского метро является его небольшая глубина, станции располагаются на уровне 10-17 м под землей, что связано с высоким уровнем грунтовых вод. Самой глубокой станцией является «Юбилейная площадь» — она находится на глубине 25 метров.
Сегодня минское метро — это 33 станции и протяженность 40,8 км, 79 составов, которые насчитывают в общей сложности 390 вагонов. И оно активно развивается — обновляются составы, модернизируются станции, делается все возможное для высокого комфорта пассажиров. Так, например, станции оборудованы системой доступа к Wi-Fi, в тоннелях работает мобильная связь от операторов А1, МТС, организована возможность бесконтактной оплаты, сокращен интервал движения поездов в час-пик до 2 минут мн. др.
Средняя скорость, с которой передвигаются поезда минского метро — 40,7 км/ч.
Ежегодно услугами метро пользуется более 300 млн человек, ежедневно — 800 тысяч. И если анализировать общую востребованность этого вида транспорта, то на метро приходится порядка 40% от общего объема поездок на городском пассажирском транспорте.
В период с 1984 по 2020 годы на метро Минска совершили поездки почти 7,8 млрд пассажиров.
Двери метро открываются для пассажиров в 5.30 минут, закрываются в 0.40. Важно помнить, что вестибюль № 1 станции «Купаловская» (вход со стороны улицы Карла Маркса) открыт с 07:00 до 21:00. Первые поезда с конечных станций отправляются:
в 05:32 со станций «Малиновка», «Уручье»; в 05:33 со станций «Могилевская», «Каменная Горка», «Ковальская Слобода», «Юбилейная площадь». Последние поезда с конечных станций отправляются: в 00:42 со станций «Малиновка», «Уручье», «Ковальская Слобода», «Юбилейная площадь», «Каменная Горка»; в 00:43 со станции «Могилевская».
Расписание движения поездов доступно на сайте Метрополитена и в кассовых залах или на платформах.
Расписание движения электропоездов 1 линии
Расписание движения электропоездов 2 линии
Расписание движения электропоездов 3 линии
В зависимости от времени суток меняется интервал движения поездов. Так, интервал движения поездов в период с 7 до 9 утра и с 5 до 7 вечера составляет 2,5 и 3 минуты на «Московской» и «Автозаводской» линиях соответственно. На «Зеленолужской» — 8 минут. В непиковое время интервал увеличивается до 14-17 минут.
Общая продолжительность движения от первой станции до конечной — 28 минут.
Общая продолжительность движения от первой станции до конечной — 27 минут.
Общая продолжительность движения от первой станции до конечной — 6 минут.
Стоимость разовой поездки в метро составляет 90 копеек. Оплатить проезд можно при помощи жетона, бесконтактной банковской карты, смарт-карты — карты метро или карты Минсктранса. К слову, переходя с одной линии на другую, оплачивать повторно проезд не нужно. Право на бесплатный проезд в метро Минска имеют дети до 7 лет, а также школьники и студенты при наличии электронной карты учащегося, инвалиды, участники ВОВ, Герои СССР, обладатели специальных наград и другие категории граждан, список которых приведен на сайте Минского метрополитена.
Во времена СССР вместо нынешних жетонов использовались 5-копеечные монеты. А в 1992-м появились привычные нам жетоны — пластиковые с металлической сердцевиной. Купить их можно в кассе за наличные или при помощи банковской карты, ну а на станциях «Площадь Ленина» (вход со стороны
железнодорожного вокзала) и «Немига» (вход со стороны улицы Немига) еще и в специальных терминалах самообслуживания, которые принимают монеты и банкноты.
Карта имеет залоговую стоимость 1 рубль и представляет собой многоразовый проездной билет с возможностью пополнения на необходимое количество дней или количество поездок в метро. Пополнить проездной билет можно в кассах метрополитена, а также самостоятельно в банковских инфокиосках, расположенных в вестибюлях станций. При прикладывании карты в валидатору списывается поездка и производится оплата.
Есть несколько видов проездных билетов. На определенное количество дней, без лимита поездок — месяц, 10, 15 или 30 суток. А также на определенное количество поездок — 10, 20, 30, 40, 50, 60 поездок.
Залоговая стоимость карты 3,12 рубля. Это многоразовый проездной билет с возможностью пополнения на необходимое количество дней или количество поездок в метро и других видах городского наземного транспорта. Также имеет несколько видов: на определенное количество дней без лимита поездок либо на необходимое количество поездок, которые нужно совершить в определенный временной интервал.
Один из самых удобных и быстрых способов оплаты поездки в метро. Для прохождения через турникет достаточно приложить к валидатору банковскую карту, которая поддерживает бесконтактную оплату: это могут быть карты платежных систем БЕЛКАРТ и Мир (Visa, Mastercard банков Беларуси). В случае успешной оплаты стоимость поездки спишется в течение 48 часов.
На схеме минского метрополитена отображены три линии — «Московская», обозначена синим цветом, «Автозаводская» — красным, «Зеленолужская» — зеленым. Также на зеленой ветке можно заметить станции, которые окрашены белым, — это станции, находящиеся в данный момент на стадии проектирования. Станции, на которых можно совершить пересадку, имеют двойное обозначение цветом — по цветам линий.
Линии имеют свой порядковый номер: 1-я, 2-я и 3-я — «Московская», «Автозаводская» и «Зеленолужская» соответственно. Кроме того, порядковые номера имеют и станции: несложно найти закономерность — нумерация станций «Московской» линии начинается цифрой 1 (110-124), нумерация станций «Автозаводской» цифрой 2 (210-223), ну и тройкой обозначены станции «Зеленолужской» линии (313-316). Станции пересадок обозначены двойными номерами.
Удобство Минского метрополитена очевидно: это быстрый и комфортный способ перемещаться по городу. Здесь созданы условия для передвижения людей с ограниченными возможностями, пассажиров с маленькими детьми. На 13 станциях установлен 41 лифт, 23 подъемные платформы с наклонным перемещением на 9 станциях и 7 платформ с вертикальным перемещением — на станциях «Октябрьская», «Первомайская», «Юбилейная», «Фрунзенская». На 15 станциях метрополитена работают мобильные гусеничные подъемники. В планах метрополитена расширение зон прохождения турникетов, замена некоторых входных групп.
Подробную информацию по техническому оснащению станций, доступности для пассажиров с ограниченными возможностями можно найти на сайте Минского метрополитена.
На всех станциях минского метро есть служба безопасности, организованы пункты досмотра вещей, а также установлена система видеонаблюдения. Во всех вагонах поездов есть кнопка экстренной связи с машинистом. В случае непредвиденных ситуаций сотрудники метро оперативно реагируют и готовы оказать помощь.
Провоз багажа возможен в случае, если габариты в сумме по длине, высоте, ширине не превышают 121–200 см, рулоны 101–170 см в длину и 11–15 см в диаметре. Количество единиц ручной клади может быть не более двух. Если же данные условия не выполняются, провоз багажа запрещен.
Стоимость провоза габаритной ручной клади составит 90 копеек.
Как правило, забытые в вагоне метро вещи находит машинист. В этом случае он передает находку дежурному на конечной станции: в ожидании хозяина потерянная вещь хранится здесь некоторое время.
Узнать, найдена ли ваша вещь в метро, можно обратившись по телефону справочной службы метрополитена: 8 (017) 219-51-70.Режим работы: понедельник, четверг с 09:00 до 17:00, перерыв с 12:00 до 13:00. Либо по номеру «горячей линии» Минсктранса: 8 (017) 375-99-50 — для стационарой сети; +375 17 375-99-50 — для сети МТС, А1, Life по Республике Беларусь.
Это первая линия Минского метрополитена. Ее торжественное открытие прошло 30 июня 1984 года, в канун 40-летия освобождения Минска от немецких захватчиков. Линия протяженностью 19,2 км включает 15 станций и пересекает город с северо-востока на юго-запад, почти полностью проходя под главной магистралью города, проспектом Независимости.
Станции Московской линии:
• Малиновка
• Петровщина
• Михалово
• Грушевка
• Институт Культуры
• Площадь Ленина
• Октябрьская
• Площадь Победы
• Площадь Якуба Коласа
• Академия наук
• Парк Челюскинцев
• Московская
• Восток
• Борисовский тракт
• Уручье
Московская линия в 1984 году представляла собой довольно внушительный отрезок под главным проспектом столицы — от станции «Институт культуры» до «Московской». В 1986 году линию продлили до станции «Восток». Строительство продолжалось, и в 2007 году сдали две новые станции — «Борисовский тракт» и «Уручье», а в 2012-м «Грушевку», «Михалово», «Петровщину». Конечная станция Московской линии «Малиновка» открылась в 2014 году и сформировала современный вид синей ветки.
Сегодня красная ветка метро имеет протяженность 18 км с юго-востока на запад и включает 14 станций. А начиналось все с пускового участка из 6 станций в 1990 году: тогда поезда ходили от «Тракторного завода» до станции «Фрунзенская». Спустя 5 лет появились станции «Молодежная» и «Пушкинская», а через еще 2 года — «Партизанская» и «Автозаводская».
В 2001 году первых пассажиров приняла станция «Могилевская», а в 2005-м жители западных районов Минска получили возможность быстро добираться до почти любой точки города — начали работу станции «Спортивная», «Кунцевщина», «Каменная горка».
Станции «Автозаводской» линии метро:
• Каменная горка
• Кунцевщина
• Спортивная
• Пушкинская
• Молодежная
• Фрунзенская
• Немига
• Купаловская
• Первомайская
• Пролетарская
• Тракторный завод
• Партизанская
• Автозаводская
• Могилевская
Зеленая ветка минского метро проходит через центр и связывает южный и северный районы города, охватывает расстояние 3,53 км. Долгожданное открытие пускового участка из четырех станций состоялось в ноябре 2020 года. Строительство продолжается, и согласно плану завершится к 2028 году. Всего линия будет включать 14 станций.
Особенностью «Зеленолужской» линии является ее современное архитектурное и конструктивное решение, в первую очередь, это безопасные платформы, имеющие стеклянное ограждение — автоматические платформенные ворота, тихие подвижные составы. Переходы между линиями оснащены траволаторами, на станциях работают эскалаторы и лифты.
Станции «Зеленолужской» линии:
• Юбилейная площадь
• Площадь Франтишка Богушевича
• Вокзальная
• Ковальская Слобода
Всего метро Минска насчитывает сегодня 33 станции, первые из которых появились в далеком 1984 году, а последние введены в эксплуатацию буквально несколько лет назад. Каждая станция имеет свои особенности, отличается уникальным дизайном и концептуальным решением и несомненно достойна того, чтобы побывать здесь и проникнуться атмосферой. Метро Минска — своего рода таймлапс развития города, по которому можно проследить основные тенденции в области дизайна и не только.
Одной из важнейших особенностей минского метро для туристов является то, что на этом виде транспорта можно быстро добраться до основных достопримечательностей города, а также самых популярных торговых центров. Остановимся подробнее на станциях, ведущих к важным достопримечательностям Минска, торговым центрам и транспортным узлам.
Станция открыта в 1984 году и, пожалуй, сама является важной достопримечательностью с точки зрения оформления. Находится возле Университета культуры и искусств, имеет выходы на Суражскую, Московскую улицы. Локация станции определила ее название и тематику оформления — достижения культуры Беларуси. На потолке можно заметить декоративные вставки из литого стекла и алюминия, которые завершаются барельефами с изображением ремесленников: здесь есть ткачи, кузнецы, гончары, зодчие, артисты.
С этой станции пассажиры попадают к железнодорожной станции «Институт культуры». Также здесь располагается Академия Управления, один из крупнейших частных медицинских центров Минска.
Станция родом из 1984 года — советское наследие здесь отражено в оформлении, хоть станция довольно лаконична в своем дизайне. В центре платформы установлена художественная композиция в виде колонны, увенчанной серпом и молотом, в переходе можно увидеть памятник В. И. Ленину.
Станция — важный транспортный узел: пассажиры могут осуществить пересадку на поезда третьей линии, а также через тоннель, построенный в 2003 году попасть на привокзальную площадь, в здание железнодорожного вокзала, выйти к платформам, а также пройти к автобусному вокзалу «Центральному».
Внимания туристов заслуживает здесь как само здание вокзала, так и «Ворота города» — две башни, ставшие символом Минска для каждого приезжающего сюда на поезде или автобусе. Здесь же располагается популярный торговый центр Galileo, с фудкортами, кинотеатром и многочисленными магазинами.
Еще один выход со станции «Площадь Ленина» — это центральная площадь города, площадь Независимости. Здесь расположены здания управления Минского метрополитена, Белорусского государственного университета, Белорусского государственного педагогического университета, Дома Правительства, Мингорисполкома, центрального почтамта, а также Красный костел. Под землей — торговый центр «Столичный».
Станция открыта в 1984 году в составе первого пускового участка, в ее оформлении нашли отражение события Октябрьской революции — внутри рельефные панно. Снаружи, на входной группе — мраморные панно на тему революции, промышленности, космоса, спорта.
Выходы «Октябрьской» расположены на проспекте Независимости, возле Центрального дома офицеров, Дворца Республики, Дома профсоюзов и Центрального сквера.
Туристам здесь очень интересно, ведь такого количества достопримечательностей на одной станции метро не найти нигде. На площади перед Дворцом Республики можно увидеть знак Нулевого километра, за Дворцом — Старый город, в улочках которого так приятно прогуляться, заглянуть в музеи и галереи, полюбоваться ратушей на площади Свободы, роскошным концертным залом «Верхний город», выйти к кафедральному собору Сошествия Святого Духа, костелу Святой Марии. Кстати, рядом с костелом расположился ГУМ, который, несомненно, стоит посетить не только для того, чтобы совершить покупки, но и познакомиться с его оформлением, сохранившимся с советских времен. Поблизости универсам «Центральный», и хоть сегодня это современный супермаркет, в дизайне интерьера бережно сохранили исторические элементы. В Александровском сквере — Академический театр им. Я. Купалы. Если спуститься вниз —по К. Маркса к улице Я. Купалы, можно прийти к парку им. Горького и зданию цирка, рядом сквер Я. Купалы и музей, посвященный белорусскому поэту. А если двинуться по К. Маркса в сторону площади Независимости можно попасть в Национальный художественный музей или Национальный исторический музей.
Станция открыта в 1984 и посвящена героической победе советского народа в ВОВ: главный элемент — несущие колонны с расширяющимися капителями и встроенными в них светильниками, символизирующие салют. Над эскалаторами выходящего к улице Козлова вестибюля присутствуют три выполненных из хрусталя витража, на них изображены Курган Славы, орден Победы, монумент Победы.
Главная достопримечательность, обязательная к посещению для каждого туриста, — величественный обелиск Победы и вечный огонь. В дни празднования, связанного с ВОВ, здесь проводятся различные мероприятия и концерты. Рядом с выходом из метро — детский парк им. Горького, чуть дальше — сквер Я. Купалы и музыкальный фонтан, костел Св. Роха. На ул. Козлова туристы найдут Дворец искусств, обязательно загляните в афишу — здесь регулярно проводятся интересные выставки. Чуть дальше по проспекту, в сторону площади Я. Коласа — Выставочный зал LIBRA.
Основная тема оформления — белорусское народное творчество: на перронах колонны с керамикой золотистого цвета со стилизованными рисунками народного орнамента.
Выходы станции расположены на площади Якуба Коласа, здесь можно прогуляться по площади и скверц, увидеть памятник, посвященный белорусскому поэту, а также скульптурные композиции, знакомящие с героями его произведений. Один из выходов ведет к большому залу Белорусской государственной филармонии, другой к ЦУМу. Недалеко— Комаровский рынок, который работает круглый год, здесь можно купить все — от сезонных овощей и фруктов до экзотических специй и сладостей. Рядом — ТЦ Силуэт и Зеркало.
Именно с это станции началась работа по строительству минского метро в 1977 году. Открыта станция была в составе первой пусковой линии 1984 года. Главным украшением станции являются люстры, выполненные из мелких кусочков декоративного литого стекла. Стекло было изготовлено на стеклозаводе «Неман», а люстры — на Рижском комбинате декоративно-прикладного искусства «Маскла».
Станция расположена возле парка им. Челюскинцев, а также Ботанического сада, часового завода «Луч», где проводят экскурсии и работает фирменный магазин. Рядом Площадь Калинина с памятником, посвященным советскому деятелю. А еще традиционный для многих городов с советским прошлым — магазин «Тысяча мелочей».
Станция открыта в 1986 году. В теме ее оформления — освоение космоса: напоминает огромный космический корабль с многочисленными иллюминаторами.
Возле метро «Восток» находится Национальная библиотека, здание по форме напоминающее бриллиант со смотровой площадкой высотой более 70 м. Рядом — памятник Ф. Скорине и Парк писателей. Еще одно известное здание рядом — Дом милосердия. Прямо у выхода из метро расположился крупнейший торговый центр Минска — «Дана Мол»: множество популярных сетевых магазинов, большой фудкорт, кинотеатр, центр развлечений для детей. А еще «Променад», «Александров Пассаж».
Конечная станция Московской линии, была открыта в 2007 году. Красивая современная станция, которая приведет туриста в Парк камней. Пожалуй, это главная достопримечательность данного района. Ландшафт музея полностью повторяет ландшафт Беларуси. В композиции использовали 2,5 тысячи камней и валунов, которые привезли из разных уголков Беларуси. Вход бесплатный.
Станция открылась в 1990 году, но ее строительству предшествовали масштабные археологические раскопки, ведь станция находится в историческом центре города.
Станция расположена в историческом центре города и названа по имени реки Немиги. Рядом — Верхний город, Троицкое предместье, Раковское предместье. Здесь стоят воссозданная по чертежам XVIII века минская ратуша, Свято-Духов собор, Костёл Святой Девы Марии и старейшее уцелевшее здание Минска — Свято-Петропавловский собор, построенный в 1613 году. Множество музеев и галереи, живописный берег Свислочи, Дворец Спорта, кинотеатр Москва. Дальше по проспекту Победителей — Музей ВОВ, Парк победы.
Любители шопинга оценят современный торговый центр Галерея Минск, а также сохранивший свою историческую атмосферу ТД На Немиге. Недалеко от ТД — Пищаловский замок и сквер Адама Мицкевича, где в тени деревьев стоит памятник, посвященный белорусскому поэту.
Выйдя на этой станции, можно попасть в кинотеатр Беларусь, прогуляться по Раковскому предместью, спуститься к Собору Святых Петра и Павла, ТЦ На Немиге. А также по улице Обойной дойти то ТЦ Галерея Минск. А еще это пересадочная станция на «Зеленолужскую» линию — станцию «Юбилейная».
Станция — важный транспортный узел: по подземным переходам можно выйти на железнодорожную станцию «Минск-Северный». Рядом с выходом из метро — ТЦ Корона, пространство АртАрена, с зонами отдыха и фудкортами. Одной из важных достопримечательностей, которые можно посетить, приехав сюда, является Мемориальный сквер на месте Минского гетто.
Эта станция метро приведет туристов к стадиону Динамо, именно здесь проходят крупнейшие спортивные матчи и концерты, летом организовываются масштабные кинопоказы и городские праздники. А еще к улице Октябрьской, самой творческой и неформальной улице города: здесь когда-то работали заводы, сегодня — в этих помещениях арт-студии, кафе и рестораны.
Название станции говорит за себя, ее художественное оформление поддерживает тематику — развитие науки и техники, становление тракторного завода. Станция имеет два вестибюля, имеющих выходы к проходной тракторного завода, к Дому культуры МТЗ, к заводу шестерен, Тракторозаводскому посёлку и Долгобродской улице. Туристы могут попасть на экскурсию на сам завод, прогуляться по площади перед главным корпусом и насладиться природой в парке.
Это самая глубока станция минского метро, является пересадочной на станцию «Фрунзенская» Автозаводской линии. В оформлении можно увидеть скульптуру «Солнце», ее авторы — скульптор Максим Петруль и архитектор Вячеслав Лопато. С разных ракурсов солнечный диск виден по-разному.
Расположена на Юбилейной площади, на пересечении Сухой и Кальварийской улицы. Выйдя на этой станции, можно посетить кинотеатр Беларусь, прогуляться по Раковскому предместью, спуститься к Собору Святых Петра и Павла, ТЦ На Немиге. А также по улице Обойной дойти то ТЦ Галерея Минск.
Является пересадочной на станцию «Площадь Ленина» Московской линии. Находится возле Минского железнодорожного вокзала и автовокзала «Центральный», на пересечении Дружной и Вокзальной улиц. Главная тема ее оформления — путешествия, на платформе установлена скульптура «Древо дорог» Александра Шаппо.
Достопримечательности рядом со станцией «Вокзальная»: железнодорожный вокзал и «Ворота города», Михайловский сквер, а также достопримечательности на площади Независимости. Кроме того, станция удобно расположена относительно торговых центров — Minsk City Mall, Galileo, ТЦ Столица.
В долгосрочной перспективе, согласно генеральному плану развития Минска, городское метро будет иметь 4 линии и 64 станции. 1-я линия будет продлена еще двумя станциями — «Смоленская» и «Щёмыслица». 2-ю линию увеличат за счет станций «Красный Бор» и «Шабаны». 3-я «Зеленолужская» линия уже в 2028 году будет достроена, а в конечном итоге расширится до 14 станций. 4-я линия метро — кольцевая: 25 км и 17 станций. Она продублирует второе транспортное кольцо и будет иметь станции пересадки на все три линии.
Каждый, кто хочет познакомиться с историей метро Минска, проследить этапы развития и строительства, узнать побольше о людях, которые строили подземку и главную транспортную артерию города, может сделать это в музее минского метро. В 2015 году музей распахнул свои двери на станции «Могилевская», на уровне кассовых залов. В экспозиции, которая заняла 150 кв. м, представлены архивные фото, униформа машинистов, различные виды жетонов и проездных билетов, кабина поезда и мн. др.
Правда, на экскурсию нужно записаться заранее, по телефону (8017) 219-60-67 с 15:00 до 16:15, по понедельникам, средам и пятницам. Минимальное количество людей в группе 5, максимальное 20.