Минск, ул. Ленина, 20
Это монументальное здание часто мелькает в Инстаграм — что ж, не будем спорить, одна из самых выигрышных, атмосферных и монументальных локаций города, однако любят ее далеко не только за фасад, а за жемчужины, в ней хранящиеся. Восток, Европа, Россия и, конечно, Беларусь — география красоты; XII — XXI века — ее хронология. Выделить из 37 тысяч экспонатов основной экспозиции всего три — задача непосильная. Мы сделали это на свой страх и риск — но можете присылать нам и свою селекцию!
Белорусский гений, пилигрим и визионер, для которого хрустальный купол неба был усеян великолепными прозрениями о жизни вне Земли. Космическая эра началась не с первым спутником — она началась на полотнах Дроздовича, выписывающего свою наивную, полную гуманизма, прекрасную космологию.
В НХМ несколько его картин, мы же выбрали эту за особый художественный взгляд — попытку поместить себя внутрь явления, знакомого нам лишь извне, со стороны. И правда, как выглядят кольца Сатурна, если ты находишься на самой планете? Мы не знаем, когда НАСА ответит на этот вопрос, но затаив дыхание любуемся на сатурнианский пейзаж кисти пришельца Дроздовича.
В апреле 1949 года в Праге и Париже состоялся Всемирный конгресс сторонников мира — тогда-то и появилась знаменитая эмблема. Белая голубка, несущая в клюве оливковую ветвь, была нарисована Пабло Пикассо специально для этого события, и как же она своим трепетным живым теплом отличается от изломанных линий, которыми знаменит великий кубист. Казалось бы, уже такой привычный в своей простоте и пацифизме символ, а сколько у него граней: тут и библейские мотивы (добрая весть, присланная Ною после потопа, птица как персонификация души в христианстве), тут и имя Палома (голубка), данное Пикассо своей дочери, и его очень ироничное отношение к самому символу. Великий художник высмеивал «нежность голубки» и считал этих птиц крайне жестокими — тем не менее, с легкой руки и по настоянию Луи Арагона именно она стала глобальным символом мира, вызвавшим восхищение и жесткую критику, однако так полно воплотившим архетип мира.
В художественном наследии Беларуси множество громких еврейских имен, снискавших славу во всем мире. Есть и другие, на долю которых не досталось столько громкого пиара, как Шагалу или Сутину, однако ничуть не менее ценные. На наш скромный взгляд, дойти до НХМ нужно как минимум для того, чтобы нырнуть в невероятные цвета Израиля Басова, его авангардные городские пейзажи, словно выхваченные из сумерек. «Дома и деревья» похожи на театральную декорацию, на фоне которой разыгрывается еще ненаписанная экзистенциальная история любви в городе, лишенном излишних украшательств, в городе-функции. Но в то же время дома и деревья — излюбленные мотивы Басова, ведь что должен сделать человек за свою жизнь? Построить дом, посадить дерево — звучит как мантра счастливой жизни.
Минск, ул. К. Маркса, 12
Предметная картина реальности ничуть не менее захватывает и дает пищу для воображения, нежели изобразительное искусство, поэтому рекомендуем не забывать о Национальном историческом. Чего там только нет, от древнеримских монет (вы сегодня уже думали о Римской империи?) до тематических сезонных экспонатов наподобие новогодних открыток, так что каждый найдет себе предмет интереса. А вот и наш топ.
Безусловно, один из самых известных экспонатов НИМ: еще бы, такое громкое название! Да, но в нем есть доля кликбейта. Историки сегодня единодушно говорят о том, что к Витовту этот прекрасный гарнитур с орнаментом из птиц и фантастических василисков не имеет никакого отношения — маловероятно, что, как утверждал эксперт из Эрмитажа, впервые писавший заключение по поясу, этот пояс был подарен Витовту его союзником ханом Хаджи Гиреем. Но историческую достоверность хотя бы на пять минут можно оставить историкам — и пофантазировать, как величественно смотрелся Витовт с такими аксессуарами. Все любят красивые легенды, и мы не исключение.
В мире скрипичных дел мастеров есть свои легенды, и одним Страдивари дело не ограничивается. Джованни Паоло Маджини был великим мастером из города Брешиа, известным тем, что его работы отличались невероятно мягким звуком и считались вершиной мастерства на рубеже XVI-XVII веков. В то время скрипичные инструменты щедро инкрустировались вставками слоновой кости и драгоценными металлами — выглядело помпезно, однако нехорошо влияло на акустику, и некоторое время Маджини тоже грешил украшательством, однако со временем, развивая свое мастерство, понял, в чем секрет безупречного звука. Смотришь на эту скрипку — в душе звучит что-то тонкое и прекрасное.
Иконический визуал, знакомый всем, кто любит историю. Его создал знаменитый гравер и картограф Томаш Маковский по инициативе магната Николая Христофора Радзивилла Сиротки. Вообще, Маковский был удивительно универсальным специалистом: играл в театре, знал ремесло землемера и руководил придворной типографией в Несвиже, и увидеть этот подлинник, открывший миру ВКЛ в масштабе 1:1300000 — это словно вдохнуть глоток концентрированной истории.
Брест, ул. Ленина, 39
Оригинальная и важная концепция — составить экспозицию художественных ценностей, которые могли бы стать контрабандой и осесть в частных коллекциях. Идея помогла сделать их видимыми для всех — общим достоянием: искусство принадлежит всем.
Во-первых, увидеть море в Бресте, да еще глазами великого мариниста — само по себе чудо. А интереса прибавляет то, что картины этого художника уже 21 раз становились предметом похищения (так, почти «тезка» этой картины «Корабль на мели» был украден в 2002 году из Новосибирского музея и до сих пор не найден). А вот нашу картину удалось спасти: жаль только, мы не знаем, при каких обстоятельствах. Как ни крути, даже криминальные истории становятся частью художественного провенанса.
Ирина Тарима, заведующая музеем, говорит, что выделить «самую интересную» икону сложно: «У нас много икон, представляющих большой интерес с точки зрения датировки, редкой иконографии, высокого художественного уровня и т.д. Икона «Спас в силах» — одна из самых древних в нашем собрании». Такая икона обычно помещалась в центре древнерусского иконостаса. К сожалению, установить, из какого храма она происходит, не представляется возможным: описи церковного имущества, как и сами церкви, во многих случаях не сохранились до наших дней. Поступила в Брестский областной краеведческий музей из Брестской таможни в 1987 году, а вот обстоятельства, при которых были обнаружены данные артефакты, также неизвестны: таможня не указывает их в документах о передаче в музей.
Поступил в Брестский областной краеведческий музей из Брестской таможни в 1985 году, и это большая удача — иметь в белорусской коллекции работу сумрачного гения, пусть это даже эскиз. Демон — одна из центральных фигур в творчестве художника, в видении которого было место и божественному, и дьявольскому. О картине позже Андрей Бенуа писал: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах». Сегодня этот opus magnus находится в Третьяковке, ну а в Бресте можно увидеть, как начиналась великая картина.
Минская обл., Заславль, ул. Дачная, 13
Уникальное белорусское искусство примитивизма обрело свой дом несколько лет назад. Сложно объяснить, почему современному искушенному человеку так нравится смотреть на наивные сюжеты — думаем, это наша неизбывная тоска по утраченному раю, где все так просто, красиво, полно счастья. Волшебные звери и птицы, солнце, сказочные деревья — кажется, эта живопись может исцелять сердца и исполнять заветные желания. Любим искренне, передаем свою любовь и вам.
С конца XIX века в белорусских деревнях стала распространяться новая мода – расписные ковры на ткани (белорусское название – маляванки, набиванки, макатки). Они пришли на смену вышитым, более трудоемким в изготовлении коврам и постепенно вытеснили их. Маляванки создавали деревенские мастера-самоучки, а заказчицами чаще всего были девушки.
В экспозиции Музея белорусской маляванки представлен расписной ковер «Лисицы» конца 1930-х годов. В обрамлении огромного венка из бело-голубых и бело-розовых цветов изображен букет, обвитый лентой. Слева и справа – две лисицы, а чуть выше – два голубя. И животные, и птицы повернуты навстречу друг другу, что символизирует взаимную симпатию. Над букетом размещены инициалы заказчицы «M.Ch» — Мария Хрол. Каждый элемент композиции – символическое пожелание счастливого брака. Как правило, подобные ковры девушки заказывали к свадьбе, в качестве приданого и вешали в доме на счастье.
Рисовать ковры на домотканом полотне для украшения крестьянских домов Дроздович, имея художественное образование, начал вынужденно, оставшись в конце 1920-х годов без работы. Его ковры – это картина в картине, где объединились традиции народного и профессионального искусства. На каждом из них художник создавал настоящие живописные полотна, зачастую рисуя с натуры. Один из таких ковров – «Костел в Задорожье» 1937 года. На фоне ночного пейзажа с детально прорисованным небом с желтым серпом луны над озером возвышается костел. Сквозь окна пробивается мягкий свет, а на переднем плане на спокойной глади озера два лебедя. Кто знает, может быть в костеле идет приготовление к венчанию, ведь пара лебедей на ковре – это символ любви и верности! Романтический пейзаж помещен в фигурную рамку в стилистике модерна, слева и справа — цветочные композиции в народном стиле.
Алена Киш, самодеятельная художница из деревни Ленино (бывшее Романово) Слуцкого района, рисовала удивительные, не имеющие аналогов в народном белорусском искусстве ковры. В 1930-1940-х годах она странствовала по деревням и на обычном домотканом льняном полотне создавала яркие сказочные райские сюжеты.
Один из них так и называется – «Рай». В центре композиции – голубое озеро, грациозные белые лебеди, лодка, в ней — красиво, по городской моде одетые девушки и парень. А на берегу среди берез вальяжно расположились ярко-желтые львы и диковинные птицы. Вот так гармонично и непринужденно художница объединила на ковре два мира – реальный и сказочный. Сюжет ковра словно иллюстрирует народное представление об идиллической, райской жизни.
Музей-заповедник хранит единственную коллекцию ковров Алены Киш – 11 маляванок. В экспозиции представлены 3 из них.
Гомельская обл., г. Ветка, Красная пл., 5
В конце XVII-XVIII вв. Ветка стала центром старообрядчества на белорусских землях: после реформы патриарха Никона сюда хлынули люди московских земель, не согласные с новым церковным уставом, и насчитывалось их около 40 тысяч. Старообрядцы стали особой социальной группой в Речи Посполитой — они были трудолюбивыми, зажиточными, а их предметный мир имел особенную эстетику, к которой сегодня можно прикоснуться в этом удивительном музее. Уникальность коллекции в том, что она кристаллизовалась здесь благодаря самим ветковчанам: они приносили сюда иконы, текстиль, книги.
В Ветке — самое крупное собрание регионального текстиля (Посожье и Поднепровье), и все это было собрано в многочисленных экспедициях по деревням. Неглюбка известна как крупнейший центр аутентичного ткачества, а неглюбский рушник-оберег украшает даже штаб-квартиру ООН. У каждого было свое предназначение: один ткался на рождение, другой на свадьбу, третий — на могилу, так что у рушников здесь действительно было сакральное значение. Узор «паук» — один из 120 паттернов местного ткачества. Только посмотрите, какая удивительная зеркальная симметрия, какое разнообразие и с каким вкусом все комбинируется в этом образце!
Разворот рукописной книги «Праздники певчие», первая четверть ХІХ века, Ветка
В музее множество уникальных фолиантов, и некоторые из них гораздо старше города старообрядцев. Надо отметить, церковная реформа поставила книги, созданные до XVII века, под строгий запрет, поэтому ветковские старообрядцы, бережно хранившие их и использовавшие, оказали истории неоценимую услугу по сохранению аутентичного культурного пласта. Певческие книги — уникальные в этой коллекции: посмотрите на способ записи музыки — это т. н. «крюковые нотации» — особый способ, пришедший еще из Византии вместе с принятием христианства. Особый ветковский колорит — живописные искусно выполненные орнаменты.
Особенность старообрядческой иконы в том, что она — всегда написанная, никогда не напечатанная (в такой, считают верующие, нет жизни, а значит, и молиться нечему). Ветковская школа — это яркие, полные деталей сюжеты, а такая удивительная композиция — это иконописный канон, согласно которому на иконе изображался не один, а несколько или много святых. Считались эти иконы «целебниками» — то есть исцеляющими, имеющими особую силу. 12 апостолов в причудливом, как ветки дерева или лоза, паттерне, изображены вокруг сцены распятия Христа, венчает композицию изображение Саваофа на небе.