Во вторник второй недели после празднования Пасхи, которая называется Фоминой неделей, в Беларуси отмечают Радоницу – день особого поминовения усопших. И хотя не все белорусы православные, а только большинство, этот день признан официальным выходным в республике.
В связи с этим мы вспомним о первоистоках этого праздника, о традициях, обычаях и приметах, которыми он сопровождался. А также расскажем о том, как отмечается Радоница в Беларуси в 2020 году, которая в этот раз выходит на 28 апреля.
В Беларуси можно услышать и другие названия этого праздника: Ра́дуница, Навий день, Родительская, Радованцы, Усопшая Радованица, Радованские поминки, а на Полесье – Деды́ ра́достные.
По поводу этимологии слова «Радуница» ведутся жаркие споры. Есть мнение, что оно заимствовано у балтов – лит. Raudine, что значит «молитва за умерших с плачем и причитанием», и лит. Rauda, что в переводе «плач с причитанием». Есть и те, кто утверждает, что нынешнее распространённое название приближено, скорее, к словам «радование» и «радость», что подкрепляется полесской версией названия – «Деды радостные». К тому же, это коррелирует с христианским восприятием Пасхи, а точнее с радостью по поводу воскрешения Иисуса Христа и следующим за этим всеобщим воскресением покойных.
Да и годичный круг христианских праздников к этому как будто обязывает – сразу после Светлой седмицы церковь настоятельно не рекомендует углубляться в скорбные переживания относительно умерших, напротив, призывает радоваться их вхождению в иную, вечную жизнь. Как сказал митрополит Антоний Сурожский, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
По православной традиции, верующие поминают умерших во вторник после Светлой Седмицы. В этот день принято посещать кладбища и наводить порядок на могилах покойных. А перед этим следует сходить в церковь, причаститься и помянуть их молитвами на Литургии и панихиде.
! Празднование Радуницы – это способ разделить радость с умершими родственниками по поводу воскресения Христа и победы над печалью.
Фактически, в этот день пасхальное торжество перемещается на места захоронения почивших. В этот день поминать предков алкоголем православной церковью не одобряется, поскольку это вовсе не христианский обычай, а отголоски языческих тризн.
Как отмечали Радоницу в Беларуси раньше
Ещё до середины прошлого века белорусы в Навий день традиционно пекли налисники, пироги и драчёну (подобие омлета и лепёшки одновременно), варили кашу, жарили яичницу («яешню»), готовили кутью (каша из цельных пшеничных зёрен с мёдом, орехами, маком и изюмом). Красили и яйца, только преимущественно не красные, как в первый день Пасхи, а жёлтые или зелёные. В особенности это характерно для жителей Полесья, они называли такие куриные яйца «жалобными».
После обеда всей семьёй посещали кладбище, где захоронены умершие родственники, вооружившись граблями и метёлками для уборки могил. Часто приглашали священнослужителя для совершения церковной панихиды и прочтения заупокойной молитвы.
После приведения мест захоронения в порядок, одно принесённое крашеное яичко хозяин закапывал в землю. Затем могилы укрывали рушниками и поверх ставили зажжённую свечу в рюмке или лампаду, выкладывали пасхальные яства. При этом количество блюд должно было быть нечётным, и каждое – непременно сухим.
Затем собирались группками, произносили «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть» и устраивали поминальную трапезу. При этом общение отличалось лёгкостью, некоторые вели разговоры с покойными, будто они также участвовали в беседе. Верующие к алкоголю не притрагивались.
По окончании трапезы, вставая, говорили: «Мои родители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Затем всю еду убирали, а пасхальные яйца и иногда часть праздничной снеди оставляли в вазочке на могиле или подвешивали в сумке на ближайшем дереве нищим на помин. И после расходились восвояси. Пожилые люди и дети оставались вечером дома, а молодые парни и девушки отправлялись на гуляния: пели песни, водили хороводы, играли в битки – словом, веселились. Как говорится в белорусской присказке, «на Радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».
С этим днём связано много поговорок, присказок и примет. Так, в былые времена детвора кликала весенний дождь. С утра внимательно вглядывались в небо, и как только на нём появлялось облачко, дети громко и радостно выкрикивали «Дождик, дождик! Снаряжайся на показ», «Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лён поливай ведром» или «Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!».
И как только начинало накрапывать, они наперебой неслись умываться «небесной водицей», что, как считалось, приносило здоровье и счастье. К слову, старики утверждали, что не бывает таких Радованцев, на которые не капнуло хотя бы одной капельки дождя.
Если же в Радоницкий вторник ударял первый весенний гром, то молодые женщины умывались дождевой водой через серебряные и золотые кольца – для сохранения красоты и молодости.
Несмотря на выходной, народная примета предостерегает от работ на земле в этот день – «чтобы захороненные предки из земли не вылезли». Даже лён не сеяли, иначе «льняной тканью накроют сеятеля, который умрёт раньше времени». А в некоторых деревнях на Радоницу до сих пор не моются в бане – в старину её топили для усопших родственников.
Были распространены и такие присказки:
В нынешнем году ввиду пандемии религиозные деятели советуют оставаться дома. Глава Белорусской православной церкви митрополит Павел накануне празднования Пасхи обратился к верующим с просьбой отказаться от посещения кладбищ на Радуницу. Впрочем, Мингорисполком сообщил, что в столице не будет запрета на посещение кладбищ. Однако транспортники увеличат количество рейсов общественного транспорта во избежание скопления людей. И всё же лучше воспользоваться услугами такси и не пренебрегать рекомендованными Минздравом мерами предосторожности.