1758 год, Речь Посполитая, Новогрудское воеводство, город Слуцк. Пришлый турецкий мастер ткачества, армянин по происхождению Ованес Марджарянц и князь Михаил Казимир Рыбонька заключают договор, который навсегда впишет Слуцк в историю как родной город уникального костюмного элемента, шедевра мирового ткачества — слуцких поясов.
Правда, пояса эти, которыми литовская шляхта любила подпоясывать кунтуши и в пир, и в мир, носили и до этого — и привозили их из Османской империи, а точнее из Персии, которая славилась традициями виртуозного ткачества минимум с III века нашей эры. Но именно белорусский город Слуцк стал настоящим мировым центром по производству поясов — тогда ценившихся на вес золота аксессуаров, а сегодня по-настоящему бесценных музейных экспонатов.
Договор заморского мастера Марджарянца и великого гетмана литовского Рыбоньки постановлял: отныне в Слуцке будет действовать мануфактура (тогда она называлась персиарней), где местных парней (и это важно: девушки пояса не ткали) будут обучать премудростям персидского ткачества из шелка и золота. Вековое персидское мастерство соединилось с местными традициями, и этот микс двух больших, богатых культур — Персии и Великого Княжества Литовского — сделал слуцкие пояса настоящей аутентикой, неповторимой и самобытной.
Ованес Марджарянц стал Яном Маджарским, а пояса в руках местных мастеров запестрели родными мотивами — дубовыми и кленовыми листьями, васильками и ромашками. Но главное — они обрели белорусскую прописку: на каждом драгоценном (во всех смыслах этого слова, на некоторые экземпляры уходило до 800 г золота) было выткано: «Sluck», «Sluciae», «Sluciae Fecit», «Mefecit Sluciae» («Меня сделал Слуцк»), «Въ градъ Слуцкъ» — как сказали бы сегодня, географически защищенное наименование. Слава их гремела по всей Европе, и мануфактуры по производству подобных поясов открывались во многих городах, однако в историю они вошли именно как слуцкие, и никак иначе.
Для богатой шляхты они были не только статус-символом, подтверждающим богатство: стоили они немало — цена на один была сопоставима с годовым офицерским жалованьем. Вдобавок эти пояса носили и определенный ритуальный, церемониальный характер, что было связано с их, как сказали бы сегодня, дизайнерскими особенностями. Дело в том, что пояса могли быть одно-, двух- и даже четырехсторонними, и, например, в случае торжества шляхтич повязывал его яркой, красочной стороной, на которой пестрели и переливались золотом причудливые орнаменты, в случае же траура пояс переворачивали черной стороной.
Слуцкая мануфактура успешно и плодотворно проработала до 1848 года, после чего начался ее закат, чему поспособствовали и политические события в Речи Посполитой, и то, что пояса постепенно выходили из моды, а аристократический гардероб с течением стал меняться в соответствии с интернациональной модой, где нивелировались все исторические, самобытные нюансы. Слуцкий пояс с тех пор стал частью костельного убранства и предметом коллекционирования. Казалось, на этом закончилась славная история слуцкого ткачества, и слуцкий пояс навсегда останется лишь музейным экспонатом…
Но в 1993 году постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 1993 года №643 «О создании Белорусского государственного концерна народных художественных промыслов» включило Слуцкую фабрику художественных изделий в состав концерна «Белхудожпромыслы». Фабрика была переименована в Республиканское унитарное предприятие художественных изделий «Слуцкие пояса». И это стало первым шагом к возрождению знаменитой белорусской ткацкой традиции.
Вторым важным шагом было утверждение в 2012 году Советом Министров Республики Беларусь Государственной программы возрождения технологий и традиций изготовления слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» на 2012–2015 годы. И РУП «Слуцкие пояса» в этой программе отводилась главная роль.
Именно здесь впервые воссоздали, реконструировали знаменитый слуцкий пояс, и сегодня это единственное предприятие во всем мире, где их выпускают в точности такими, какими они были столетия назад — правда, в соответствии с духом времени, пояса ткут не вручную, а на современном высокотехнологичном оборудовании Mageba производства Германии. Это единственный станок в мире, специально созданный в 2013 году для производства слуцких поясов. А вот остальное — в точности как в прошлом: рисунок XVIII века был воссоздан при содействии кафедры дизайна художественно-технологического факультета ВГТУ. Да и размеры сохранили по историческому канону: ширина 35-40 см, длина — 3-4 м. Используются шелковые, золотые и серебряные нити (интересно, что из-за этого в цеху поддерживают особый режим температуры и влажности, поскольку из-за низкой влажности нить рвется).
Реконструированная на предприятии уникальная технология ткачества слуцкой мануфактуры рассматривалась научно-экспертным советом при Министерстве культуры Республики Беларусь — и ее историческая достоверность была подтверждена. Так что хотите увидеть, какими были слуцкие пояса столетия назад — к вашим услугам не только музеи, но фирменный магазин «Слуцкие пояса».
Сегодня РУП «Слуцкие пояса» производит этот удивительный артефакт прошлого, и слуцкие пояса — частый подарок высоким делегациям. Можно приобрести такой и себе или в подарок друзьям из-за границы: в фирменном магазине предприятия и в сувенирной лавке множество самобытных образцов, и это не только сами пояса, но и другие аксессуары с узнаваемыми орнаментами: панно, закладки, сувениры «мини-пояса», визитницы, чехлы для телефонов, очков, ключей, комплекты салфеток, рушники, пояса, сувенирные куклы, сумки, сценические костюмы, покрывала... Все это — нетривиальные вещи, которые могут придать удивительный акцент современному образу или интерьеру.
К слову, о музеях. Сегодня РУП «Слуцкие пояса» — это настоящий комплекс, в который, помимо производства и сувенирного магазина, входит и Музей истории слуцкого пояса. Его экспозиции — погружение в прошлое, где ярко и живо переплетаются история дизайна и предметный мир ушедших веков. Здесь вы узнаете, что такое идеология сарматизма, благодаря которой слуцкий пояс вошел в моду среди аристократии Речи Посполитой, и увидите его оригинал. Поймете, как пояс может быть четырехсторонним и как правильно его складывать. Окажетесь в воссозданных интерьерах покоев несвижских Радивиллов. Неожиданностью для вас станет и то, какую важную роль играл пояс в крестьянском костюме — от утилитарной функции до магической. Все это вас ждет в залах Музея истории слуцкого пояса, а завершить экскурсию и шопинг можно чашкой кофе или обедом в кафе «Старый город» — ощущая волшебное послевкусие погружения в прошлое. История Беларуси непроста и полна трагических страниц, однако нам стоит помнить: если красота способна спасти мир, то для этого у белорусов есть вечный и прекрасный слуцкий пояс.