«Линия Сталина» – место, где можно сполна прочувствовать атмосферу милитаризма, в которой жили советские люди на протяжении большей части XX века. Это без преувеличения один из самых крупных и интересных военных музеев под открытым небом в бывшем СССР: на территории в 30 гектаров расположились подлинные оборонительные сооружения западной границы Советского Союза, а также военные экспонаты различных лет. В прямом смысле слова здесь можно прикоснуться к боевой технике, увидеть сохранившиеся на ней следы от пуль и снарядов, пострелять из оружия и взглянуть на настоящие укрепления 1930-х годов.
Экскурсоводы, одетые в форму солдат и командиров Красной армии, с радостью расскажут все самое интересное об этом месте. Кроме того, здесь регулярно проводятся военно-театрализованные реконструкции, показательные выступления, концерты и многое другое. Это замечательное место насыщенного и интересного досуга.
Установлена коллекция военных экспонатов. Здесь можно увидеть всем известную боевую машину «Катюша». Считается, что такое прозвище дали ей советские солдаты по названию известной в довоенные годы песни. Но есть и другие версии, наиболее правдоподобная из которых связана с индексом «К» на корпусе.
Не менее интересна самоходная установка ИСУ-152, названная именем Иосифа Сталина. Такие установки широко применялись в белорусской наступательной операции «Багратион», особенно они проявили себя в боях за Витебск и Полоцк.
Ещё один удивительный экспонат – самоходная гаубица «Акация», способная разгоняться до 60 км/ч. А СУ-100 считается одной из самых удачных боевых машин периода Великой Отечественной войны.
На площадке боевой техники также представлены советские тяжелые танки, гусеничные бронетранспортеры и тягачи, бронированные разведывательно-дозорные машины, БТРы и известные противотанковые пушки – «сорокапятки».
На площадке авиатехники представлен выдающийся летательный аппарат своего времени – разведчик-бомбардировщик МиГ-25. Это первый в мире серийный истребитель, которому удалось достигнуть рубежа скорости 3000 км/ч. Также ему принадлежит абсолютный рекорд высоты – 37650 метров. Всего самолетом данного типа установлено 29 мировых рекордов.
Также здесь можно увидеть многоцелевой боевой самолет Штурмовик СУ-25, получивший прозвище «Грач». Ощутить дух военного времени можно прикоснувшись к настоящим истребителям, вертолетам и всем известному «кукурузнику» – биплану Ан-2. Кроме того, на площадке находится транспортно-боевой вертолет Ми-24, получивший прозвище «Крокодил», который в 1978 году установил мировой рекорд скорости для вертолетов – 368 км/ч.
На территории историко-культурного комплекса «Линия Сталина» располагается трехамбразурный пулеметный ДОТ № 292, построенный в 1932 году. Полутораметровые стены обеспечивали защиту от попаданий гаубичных и пушечных снарядов, однако по сей день на внешних стенах ДОТа сохранились следы от немецких снарядов. Здесь была налажена система подачи охлаждающей воды и удаления пороховых газов, функционировали коротковолновая радиостанция и телефонный аппарат. В боекомплекте каждого пулемета насчитывалось 30 тысяч патронов, а за минуту могло быть произведено до 250 выстрелов.
При посещении «Линии Сталина» центром всеобщего внимания становятся представленные здесь знаменитые танки Т-34, обоснованно считающиеся одними из лучших танков Великой Отечественной войны. На территории комплекса можно увидеть модель с литой башней «гайкой», на левом борту которой сохранилась пробоина от снаряда. Интересный факт: для восстановления этого экспоната были использованы фрагменты семи различных танков. Здесь же находится и легендарный Т-34-85. Именно эта модель танка имела массовое применение во время операции «Багратион» и участвовала в боях завершающего этапа Второй мировой войны. Ну а самое интересное – посетители могут прокатиться на этом танке.
На площадке противовоздушной обороны находится впечатляющая 22-метровая баллистическая ракета, максимальная дальность полета которой составляла 2000 километров. Кроме того, здесь представлены зенитно-ракетные, оперативно-тактические комплексы и радиолокационные системы, а также грозный зенитный артиллерийский комплекс КС-19, способный поражать цели, движущиеся со скоростью до 900 км/ч.
Строительство линии укреплений началось в 1928 году вдоль западной границы Советского Союза. Система узловых оборонительных сооружений протяженностью более 1200 километров расположилась от Карельского перешейка до побережья Черного моря и насчитывала 23 укрепрайона. Работы по сооружению линии обороны продолжались до осени 1939 года.
На территории Беларуси было возведено 4 укрепрайона: Мозырский, Полоцкий, Слуцкий и Минский. Решение о начале строительства последнего было принято в 1932 году. Его основной задачей было прикрытие стратегически важного центра – города Минска. 140 километров — такой была протяженность укрепрайона по фронту, а глубина обороны на разных участках составляла от одного до пяти километров.
На базе Минского укрепрайона уже в наше время был создан историко-культурный комплекс «Линия Сталина», открытие которого состоялось 30 июня 2005 года.
Минская обл., Минский р-н, аг. Лошаны
Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Минская обл., Минский р-н, аг. Лошаны
Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Координаты для навигации:
54.057740, 27.291237
«Линия Сталина» – место, где можно сполна прочувствовать атмосферу милитаризма, в которой жили советские люди на протяжении большей части XX века. Это без преувеличения один из самых крупных и интересных военных музеев под открытым небом в бывшем СССР: на территории в 30 гектаров расположились подлинные оборонительные сооружения западной границы Советского Союза, а также военные экспонаты различных лет. В прямом смысле слова здесь можно прикоснуться к боевой технике, увидеть сохранившиеся на ней следы от пуль и снарядов, пострелять из оружия и взглянуть на настоящие укрепления 1930-х годов.
Экскурсоводы, одетые в форму солдат и командиров Красной армии, с радостью расскажут все самое интересное об этом месте. Кроме того, здесь регулярно проводятся военно-театрализованные реконструкции, показательные выступления, концерты и многое другое. Это замечательное место насыщенного и интересного досуга.
Установлена коллекция военных экспонатов. Здесь можно увидеть всем известную боевую машину «Катюша». Считается, что такое прозвище дали ей советские солдаты по названию известной в довоенные годы песни. Но есть и другие версии, наиболее правдоподобная из которых связана с индексом «К» на корпусе.
Не менее интересна самоходная установка ИСУ-152, названная именем Иосифа Сталина. Такие установки широко применялись в белорусской наступательной операции «Багратион», особенно они проявили себя в боях за Витебск и Полоцк.
Ещё один удивительный экспонат – самоходная гаубица «Акация», способная разгоняться до 60 км/ч. А СУ-100 считается одной из самых удачных боевых машин периода Великой Отечественной войны.
На площадке боевой техники также представлены советские тяжелые танки, гусеничные бронетранспортеры и тягачи, бронированные разведывательно-дозорные машины, БТРы и известные противотанковые пушки – «сорокапятки».
На площадке авиатехники представлен выдающийся летательный аппарат своего времени – разведчик-бомбардировщик МиГ-25. Это первый в мире серийный истребитель, которому удалось достигнуть рубежа скорости 3000 км/ч. Также ему принадлежит абсолютный рекорд высоты – 37650 метров. Всего самолетом данного типа установлено 29 мировых рекордов.
Также здесь можно увидеть многоцелевой боевой самолет Штурмовик СУ-25, получивший прозвище «Грач». Ощутить дух военного времени можно прикоснувшись к настоящим истребителям, вертолетам и всем известному «кукурузнику» – биплану Ан-2. Кроме того, на площадке находится транспортно-боевой вертолет Ми-24, получивший прозвище «Крокодил», который в 1978 году установил мировой рекорд скорости для вертолетов – 368 км/ч.
На территории историко-культурного комплекса «Линия Сталина» располагается трехамбразурный пулеметный ДОТ № 292, построенный в 1932 году. Полутораметровые стены обеспечивали защиту от попаданий гаубичных и пушечных снарядов, однако по сей день на внешних стенах ДОТа сохранились следы от немецких снарядов. Здесь была налажена система подачи охлаждающей воды и удаления пороховых газов, функционировали коротковолновая радиостанция и телефонный аппарат. В боекомплекте каждого пулемета насчитывалось 30 тысяч патронов, а за минуту могло быть произведено до 250 выстрелов.
При посещении «Линии Сталина» центром всеобщего внимания становятся представленные здесь знаменитые танки Т-34, обоснованно считающиеся одними из лучших танков Великой Отечественной войны. На территории комплекса можно увидеть модель с литой башней «гайкой», на левом борту которой сохранилась пробоина от снаряда. Интересный факт: для восстановления этого экспоната были использованы фрагменты семи различных танков. Здесь же находится и легендарный Т-34-85. Именно эта модель танка имела массовое применение во время операции «Багратион» и участвовала в боях завершающего этапа Второй мировой войны. Ну а самое интересное – посетители могут прокатиться на этом танке.
На площадке противовоздушной обороны находится впечатляющая 22-метровая баллистическая ракета, максимальная дальность полета которой составляла 2000 километров. Кроме того, здесь представлены зенитно-ракетные, оперативно-тактические комплексы и радиолокационные системы, а также грозный зенитный артиллерийский комплекс КС-19, способный поражать цели, движущиеся со скоростью до 900 км/ч.
Строительство линии укреплений началось в 1928 году вдоль западной границы Советского Союза. Система узловых оборонительных сооружений протяженностью более 1200 километров расположилась от Карельского перешейка до побережья Черного моря и насчитывала 23 укрепрайона. Работы по сооружению линии обороны продолжались до осени 1939 года.
На территории Беларуси было возведено 4 укрепрайона: Мозырский, Полоцкий, Слуцкий и Минский. Решение о начале строительства последнего было принято в 1932 году. Его основной задачей было прикрытие стратегически важного центра – города Минска. 140 километров — такой была протяженность укрепрайона по фронту, а глубина обороны на разных участках составляла от одного до пяти километров.
На базе Минского укрепрайона уже в наше время был создан историко-культурный комплекс «Линия Сталина», открытие которого состоялось 30 июня 2005 года.