Наиболее древний из белорусских городов, Полоцк по праву можно считать хранителем средневековой истории Беларуси. Здесь был центр независимого и сильного Полоцкого княжества, город впервые упоминается в 862 году, а если верить датскому историку XII века Саксону Грамматику и его «Деяниям данов», то и вовсе существовал уже в V-VI веках.
Превосходная полоцкая София, отражающаяся в водах Двины, а также Спасо-Преображенская церковь, находящаяся на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря, – два исторических памятника первой величины. В городе установлен один из двух сохранившихся Борисовых камней с надписями, сделанными ещё в XII веке.
Более позднее наследие города кроется в барочном иезуитском коллегиуме и удивительном каменном жилом доме, относящемся к концу XVII – началу XVIII века, который, правда, не раз перестраивали.
Обязательным для посещения при поездке в Полоцк является Софийский собор. Возведённый между 1044 и 1066 годами, собор в первоначальном виде до нас не дожил – взрыв пороха в 1710 году почти полностью его разрушил. После, в 1730-1740-х годах, собор был восстановлен, но уже в стиле виленского барокко. От первоначального строения сохранился фундамент, а также боковая апсида высотой 9 метров. Сегодня эта апсида является самым старым каменным строением на территории Беларуси. Теперь это – трёхнефная базилика с двумя симметричными башнями высотой 50 метров каждая. Сам храм ориентирован на север, а башни находятся на противоположной южной стороне. Интерьеры храма включают колонны, характерные для барокко, а также лепнину, фигурные карнизы и роспись золотом. На алтарной преграде сохранилась копия фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и изображение Христа «Спас нерукотворный». Кроме того, внутри храма действует музей с ценными артефактами.
Всего в нескольких десятках метров от собора находится Борисов камень – огромный красноватый валун из полевого шпата. На камне выбит православный крест и надпись «Господи, помоги рабу своему Борису»: сделано это по воле полоцкого князя Бориса Всеславича в XII веке. Камень лежал прямо в Двине в 5 километрах от города, чем существенно затруднял судоходство. Его пытались извлечь, но безуспешно, пока в 1981 году наконец не достали из воды и не поместили возле Софийского собора.
Признанным центром православия в Беларуси является женский Спасо-Ефросиниевский монастырь. Он был основан знаменитой святой Ефросинией Полоцкой в 1125 году. Уже в 1161 году здесь был построен Спасо-Преображенский храм – каменное сооружение, которое сохранилось до сих пор без существенных изменений, за исключением некоторых надстроек в стиле классицизм, коснувшихся лишь кровли. Для сооружения характерна простота планировки. Храм является шестистолпным одноглавым и имеет лишь одну внешнюю апсиду. Барабан единственной главы поднят довольно высоко и находится на специальном возвышении. Чтобы подчеркнуть вертикальную устремленность, древнерусский зодчий Иоанн использовал готические приемы – стрельчатые бровки над окнами и арки, особенное строение кокошника и др.
В самом конце XIX века на территории монастыря был воздвигнут его новый главный храм – Крестовоздвиженский собор. Это пятиглавый православный храм, для которого характерен неовизантийский стиль, а разработкой проекта занимался губернский архитектор из Витебска Владимир Коршиков. Храм, как и остальные строения монастыря, выполнен в белом цвете. Он включает четыре небольших купола по углам, а также главный центральный купол, который расположен на барабане с 12 гранями и арочными окнами, в то время как четыре остальных купола поддерживаются восьмигранными барабанами. Апсида имеет два яруса, что придает храму величия. Впрочем, оно и без того ощущается во всем его облике.
В начале XIX века один из домов на территории монастыря был приспособлен под церковь. В 1886 году его перестроили, добавили небольшой изящный купол, и теперь это церковь Святой Ефросинии, столь же скромная, как и знаменитая своим благочестием основательница монастыря.
Представляет интерес и монастырская брама – ворота на въезде. Сверху над брамой находится колокольня. Она была уничтожена в середине прошлого века, но после распада СССР её восстановили, и теперь колокола звонят.
Стоит обратить внимание на то, как с годами изменялся подход к строительству жилых корпусов монастыря. На территории представлена настоящая ретроспектива: жилые корпуса начала XVIII века, 1902 года и 1990-х годов. Примечательно, что с годами при строительстве жилых помещений их всё больше старались украсить.
Несколько другой, значительно более поздний взгляд на архитектуру представляет собой православный Богоявленский монастырь. В его составе – Богоявленский собор и жилой корпус, оба обладают чертами барокко и классицизма, что нередко встречается среди белорусских архитектурных памятников. Собор является кафедральным для Полоцкой и Глубокской епархии. Храм имеет одну апсиду, а также три купола: два венчают башни на главном фасаде, а один, центральный, стоит на высоком барабане. Все купола завершаются фонарями. В одной из боковых башен находится колокольня. В советские времена храм был то спортзалом, то картинной галереей, но в 1991 году ему вернули его прямое назначение.
Жилой корпус монастыря работы великого Джакомо Кваренги более известен как «Дом Симеона Полоцкого». Внутри – «Музей белорусского книгопечатания», посещение которого обязательно. Снаружи здание выполнено в соответствии с канонами классицизма и использованием упрощённых ордеров. Угловая часть отмечена дорическими полуколоннами, а сверху её венчает небольшая башенка. Внутри, помимо старинной библиотеки, можно увидеть станки для книгопечатания, прессы, предметы старины и сложные композиции, демонстрирующие процесс создания книг.
Кирха – лютеранская церковь, которая была возведена в Полоцке в 1888 году в неоготическом стиле. Этот небольшой храм с прямоугольным основанием, к которому присоединена двухъярусная четырехгранная башня с четырёхскатной крышей и пинаклями – декоративными башенками – по углам. Сзади располагается апсида с ризницей, а главный вход оформлен порталом со стрельчатой вершиной. С 1948 года в здании кирхи расположился Полоцкий краеведческий музей. Наиболее интересные экспонаты – древние каменные кресты, относящиеся ещё к раннехристианскому периоду Полоцка.
Полоцкий иезуитский коллегиум был открыт в конце XVI века королем Стефаном Баторием, незадолго до этого отвоевавшим город у Ивана IV Грозного и стремившимся усилить здесь католическое влияние. На протяжении своего существования коллегиум был весьма богатым, ему принадлежали фольварки с совокупным населением почти 8 тысяч человек. В конце XVIII века здесь были возведены каменные строения, которые можно видеть и сейчас. В них находились хозяйственные помещения, а также несколько производственных предприятий. Но архитектурной доминантой коллегиума и всего центра Полоцка по праву считался католический костёл Святого Стефана, построенный в стиле барокко и взорванный по распоряжению КПБ (б) в 1964 году.
Своей аутентичностью привлекают развалины монастыря бернардинцев. Сейчас от костёла Девы Марии остались лишь фрагменты стен, но неплохо сохранился жилой корпус монастыря.
Одно из каменных гражданских строений Полоцка, относящееся к концу XVII – началу XVIII века, чудом сохранилось. По одной из версий, в нём останавливался Пётр I во время своего визита в Полоцк. Хотя от оригинальной постройки остался только цоколь, здание несколько раз реконструировали. Сейчас это небольшой одноэтажный дом, в котором находится стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской».
Полоцк впервые упоминается в «Деяниях данов» Саксона Грамматика (рубеж XII-XIII веков) как существовавший в V-VI веках большой столичный город на берегах Двины. Впрочем, это упоминание не может служить исторически достоверным источником, так что датой основания Полоцка принято считать 862 год, в котором он среди некоторых других древнерусских городов фигурирует в «Повести временных лет».
Чуть позже, в X веке, возникает Полоцкое княжество, первым князем которого стал Рогволод. Через восемь лет после его смерти новгородский князь Владимир, одной из жён которого была дочь Рогволода Рогнеда, крестил Русь. При сыне Владимира Изяславе появилась Полоцкая епархия. В первой половине XI века Полоцкое княжество расширилось и укрепилось относительно соседей, а наивысшего могущества достигло во второй половине XI века при правлении Всеслава Чародея.
Внучка Всеслава, преподобная Ефросиния, избрала духовную жизнь взамен мирской и открыла в городе женский монастырь. По её же заказу был сделан знаменитый драгоценный крест, который пропал во время Великой Отечественной войны. Восстановленная копия креста сейчас хранится в Спасо-Преображенской церкви.
Последним самостоятельным князем Полоцка стал Скиргайло Ольгердович – сын великого князя литовского Ольгерда. С 1392 года управление удельным Полоцким княжеством было передано наместникам. В составе ВКЛ город получил Магдебургское право (1498 год). На протяжении более чем 250 лет – до Первого раздела Речи Посполитой – Полоцк был центром воеводства. За это время он не раз подвергался нападениям. Так, в 1518 году попытка захвата русскими войсками оказалась безуспешной. И лишь спустя 45 лет им это удалось, и на протяжении 16 лет Полоцк входил в состав Московского государства. После объединения ВКЛ и Польши во второй половине XVI века Полоцк стал центром воеводства Речи Посполитой. В 1633 году русские снова напали на город и разграбили его. В ходе войны 1654-1667 годов город снова находился под властью Русского царства, на этот раз на протяжении 13 лет.
В состав Российской империи город вошёл не сразу: после Первого раздела Речи Посполитой в состав Российского государства вошла правобережная часть города, а левобережная – лишь спустя 30 лет, в 1792 году. Первое время город был губернским, что существенно поспособствовало его развитию. Правда, уже в 1796 году он потерял свой статус и стал уездным.
Во время войны с Наполеоном под городом сражались два раза. Оба сражения не имели большого значения ни для воевавших сторон, ни для города.
В 1839 году в Полоцке провели церковный собор, устранивший результаты Брестской унии. Примерно в это же время в городе начала стремительно расти доля еврейского населения. К концу XIX века в Полоцке было 23 синагоги при всего восьми православных храмах.
В 1924 году город вошёл в состав Белорусской ССР. В 1941 году его оккупировали немецкие войска. Все евреи города были согнаны в гетто и уничтожены. Была разрушена и вся инфраструктура города. Полоцк снова стал советским 4 июля 1944 года.
После распада Советского Союза многие религиозные сооружения Полоцка вернули свой статус и роль в жизни города, открыли свои двери прихожанам.
Время работы:
Софийский соборНаиболее древний из белорусских городов, Полоцк по праву можно считать хранителем средневековой истории Беларуси. Здесь был центр независимого и сильного Полоцкого княжества, город впервые упоминается в 862 году, а если верить датскому историку XII века Саксону Грамматику и его «Деяниям данов», то и вовсе существовал уже в V-VI веках.
Превосходная полоцкая София, отражающаяся в водах Двины, а также Спасо-Преображенская церковь, находящаяся на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря, – два исторических памятника первой величины. В городе установлен один из двух сохранившихся Борисовых камней с надписями, сделанными ещё в XII веке.
Более позднее наследие города кроется в барочном иезуитском коллегиуме и удивительном каменном жилом доме, относящемся к концу XVII – началу XVIII века, который, правда, не раз перестраивали.
Обязательным для посещения при поездке в Полоцк является Софийский собор. Возведённый между 1044 и 1066 годами, собор в первоначальном виде до нас не дожил – взрыв пороха в 1710 году почти полностью его разрушил. После, в 1730-1740-х годах, собор был восстановлен, но уже в стиле виленского барокко. От первоначального строения сохранился фундамент, а также боковая апсида высотой 9 метров. Сегодня эта апсида является самым старым каменным строением на территории Беларуси. Теперь это – трёхнефная базилика с двумя симметричными башнями высотой 50 метров каждая. Сам храм ориентирован на север, а башни находятся на противоположной южной стороне. Интерьеры храма включают колонны, характерные для барокко, а также лепнину, фигурные карнизы и роспись золотом. На алтарной преграде сохранилась копия фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и изображение Христа «Спас нерукотворный». Кроме того, внутри храма действует музей с ценными артефактами.
Всего в нескольких десятках метров от собора находится Борисов камень – огромный красноватый валун из полевого шпата. На камне выбит православный крест и надпись «Господи, помоги рабу своему Борису»: сделано это по воле полоцкого князя Бориса Всеславича в XII веке. Камень лежал прямо в Двине в 5 километрах от города, чем существенно затруднял судоходство. Его пытались извлечь, но безуспешно, пока в 1981 году наконец не достали из воды и не поместили возле Софийского собора.
Признанным центром православия в Беларуси является женский Спасо-Ефросиниевский монастырь. Он был основан знаменитой святой Ефросинией Полоцкой в 1125 году. Уже в 1161 году здесь был построен Спасо-Преображенский храм – каменное сооружение, которое сохранилось до сих пор без существенных изменений, за исключением некоторых надстроек в стиле классицизм, коснувшихся лишь кровли. Для сооружения характерна простота планировки. Храм является шестистолпным одноглавым и имеет лишь одну внешнюю апсиду. Барабан единственной главы поднят довольно высоко и находится на специальном возвышении. Чтобы подчеркнуть вертикальную устремленность, древнерусский зодчий Иоанн использовал готические приемы – стрельчатые бровки над окнами и арки, особенное строение кокошника и др.
В самом конце XIX века на территории монастыря был воздвигнут его новый главный храм – Крестовоздвиженский собор. Это пятиглавый православный храм, для которого характерен неовизантийский стиль, а разработкой проекта занимался губернский архитектор из Витебска Владимир Коршиков. Храм, как и остальные строения монастыря, выполнен в белом цвете. Он включает четыре небольших купола по углам, а также главный центральный купол, который расположен на барабане с 12 гранями и арочными окнами, в то время как четыре остальных купола поддерживаются восьмигранными барабанами. Апсида имеет два яруса, что придает храму величия. Впрочем, оно и без того ощущается во всем его облике.
В начале XIX века один из домов на территории монастыря был приспособлен под церковь. В 1886 году его перестроили, добавили небольшой изящный купол, и теперь это церковь Святой Ефросинии, столь же скромная, как и знаменитая своим благочестием основательница монастыря.
Представляет интерес и монастырская брама – ворота на въезде. Сверху над брамой находится колокольня. Она была уничтожена в середине прошлого века, но после распада СССР её восстановили, и теперь колокола звонят.
Стоит обратить внимание на то, как с годами изменялся подход к строительству жилых корпусов монастыря. На территории представлена настоящая ретроспектива: жилые корпуса начала XVIII века, 1902 года и 1990-х годов. Примечательно, что с годами при строительстве жилых помещений их всё больше старались украсить.
Несколько другой, значительно более поздний взгляд на архитектуру представляет собой православный Богоявленский монастырь. В его составе – Богоявленский собор и жилой корпус, оба обладают чертами барокко и классицизма, что нередко встречается среди белорусских архитектурных памятников. Собор является кафедральным для Полоцкой и Глубокской епархии. Храм имеет одну апсиду, а также три купола: два венчают башни на главном фасаде, а один, центральный, стоит на высоком барабане. Все купола завершаются фонарями. В одной из боковых башен находится колокольня. В советские времена храм был то спортзалом, то картинной галереей, но в 1991 году ему вернули его прямое назначение.
Жилой корпус монастыря работы великого Джакомо Кваренги более известен как «Дом Симеона Полоцкого». Внутри – «Музей белорусского книгопечатания», посещение которого обязательно. Снаружи здание выполнено в соответствии с канонами классицизма и использованием упрощённых ордеров. Угловая часть отмечена дорическими полуколоннами, а сверху её венчает небольшая башенка. Внутри, помимо старинной библиотеки, можно увидеть станки для книгопечатания, прессы, предметы старины и сложные композиции, демонстрирующие процесс создания книг.
Кирха – лютеранская церковь, которая была возведена в Полоцке в 1888 году в неоготическом стиле. Этот небольшой храм с прямоугольным основанием, к которому присоединена двухъярусная четырехгранная башня с четырёхскатной крышей и пинаклями – декоративными башенками – по углам. Сзади располагается апсида с ризницей, а главный вход оформлен порталом со стрельчатой вершиной. С 1948 года в здании кирхи расположился Полоцкий краеведческий музей. Наиболее интересные экспонаты – древние каменные кресты, относящиеся ещё к раннехристианскому периоду Полоцка.
Полоцкий иезуитский коллегиум был открыт в конце XVI века королем Стефаном Баторием, незадолго до этого отвоевавшим город у Ивана IV Грозного и стремившимся усилить здесь католическое влияние. На протяжении своего существования коллегиум был весьма богатым, ему принадлежали фольварки с совокупным населением почти 8 тысяч человек. В конце XVIII века здесь были возведены каменные строения, которые можно видеть и сейчас. В них находились хозяйственные помещения, а также несколько производственных предприятий. Но архитектурной доминантой коллегиума и всего центра Полоцка по праву считался католический костёл Святого Стефана, построенный в стиле барокко и взорванный по распоряжению КПБ (б) в 1964 году.
Своей аутентичностью привлекают развалины монастыря бернардинцев. Сейчас от костёла Девы Марии остались лишь фрагменты стен, но неплохо сохранился жилой корпус монастыря.
Одно из каменных гражданских строений Полоцка, относящееся к концу XVII – началу XVIII века, чудом сохранилось. По одной из версий, в нём останавливался Пётр I во время своего визита в Полоцк. Хотя от оригинальной постройки остался только цоколь, здание несколько раз реконструировали. Сейчас это небольшой одноэтажный дом, в котором находится стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской».
Полоцк впервые упоминается в «Деяниях данов» Саксона Грамматика (рубеж XII-XIII веков) как существовавший в V-VI веках большой столичный город на берегах Двины. Впрочем, это упоминание не может служить исторически достоверным источником, так что датой основания Полоцка принято считать 862 год, в котором он среди некоторых других древнерусских городов фигурирует в «Повести временных лет».
Чуть позже, в X веке, возникает Полоцкое княжество, первым князем которого стал Рогволод. Через восемь лет после его смерти новгородский князь Владимир, одной из жён которого была дочь Рогволода Рогнеда, крестил Русь. При сыне Владимира Изяславе появилась Полоцкая епархия. В первой половине XI века Полоцкое княжество расширилось и укрепилось относительно соседей, а наивысшего могущества достигло во второй половине XI века при правлении Всеслава Чародея.
Внучка Всеслава, преподобная Ефросиния, избрала духовную жизнь взамен мирской и открыла в городе женский монастырь. По её же заказу был сделан знаменитый драгоценный крест, который пропал во время Великой Отечественной войны. Восстановленная копия креста сейчас хранится в Спасо-Преображенской церкви.
Последним самостоятельным князем Полоцка стал Скиргайло Ольгердович – сын великого князя литовского Ольгерда. С 1392 года управление удельным Полоцким княжеством было передано наместникам. В составе ВКЛ город получил Магдебургское право (1498 год). На протяжении более чем 250 лет – до Первого раздела Речи Посполитой – Полоцк был центром воеводства. За это время он не раз подвергался нападениям. Так, в 1518 году попытка захвата русскими войсками оказалась безуспешной. И лишь спустя 45 лет им это удалось, и на протяжении 16 лет Полоцк входил в состав Московского государства. После объединения ВКЛ и Польши во второй половине XVI века Полоцк стал центром воеводства Речи Посполитой. В 1633 году русские снова напали на город и разграбили его. В ходе войны 1654-1667 годов город снова находился под властью Русского царства, на этот раз на протяжении 13 лет.
В состав Российской империи город вошёл не сразу: после Первого раздела Речи Посполитой в состав Российского государства вошла правобережная часть города, а левобережная – лишь спустя 30 лет, в 1792 году. Первое время город был губернским, что существенно поспособствовало его развитию. Правда, уже в 1796 году он потерял свой статус и стал уездным.
Во время войны с Наполеоном под городом сражались два раза. Оба сражения не имели большого значения ни для воевавших сторон, ни для города.
В 1839 году в Полоцке провели церковный собор, устранивший результаты Брестской унии. Примерно в это же время в городе начала стремительно расти доля еврейского населения. К концу XIX века в Полоцке было 23 синагоги при всего восьми православных храмах.
В 1924 году город вошёл в состав Белорусской ССР. В 1941 году его оккупировали немецкие войска. Все евреи города были согнаны в гетто и уничтожены. Была разрушена и вся инфраструктура города. Полоцк снова стал советским 4 июля 1944 года.
После распада Советского Союза многие религиозные сооружения Полоцка вернули свой статус и роль в жизни города, открыли свои двери прихожанам.