Промышленные экскурсии могут быть не только увлекательными, но и романтичными: серебристые нити узких рельс, проносящиеся за окном колоритные пейзажи, ритмичный стук колёс и запах, вызывающий ассоциации из детства…
Брутальная красота такой экскурсии, выражающаяся в неприхотливом миниатюрном тепловозе, бороздящем полузатерянные в густой траве железные тропы шириной 750 мм, и удивительных природных пейзажах, виднеющихся из его окон, покорит ваши сердца. Ну или, по крайней мере, внесёт разнообразие в череду привычных будней.
Узкоколейки в Беларуси
Для многих белорусов оказывается сюрпризом, что Беларусь является самой «узкоколейной» страной в Европе. Популярность узкоколеек легко объясняется: прокладывать их легче, чем железные дороги стандартной ширины, как и, при необходимости, демонтировать – так же быстро и просто.
Такие дороги стали интенсивно использоваться во время Первой мировой войны. Их протяжённость достигала нескольких сот километров (напр., путь Ивацевичи-Телеханы-Янов-Камень Каширский составлял более 200 км).
В советские времена такой вид транспорта тоже был весьма распространён. Использовались узкоколейные пути, по большей части, в промышленности. В основном, по ним перевозили торф от мест добычи к заводам по производству торфяных брикетов. Это длилось до 70-х годов – когда приоритетным топливом стал природный газ.
Между прочим, в начале ХХ века по главному проспекту Минска тоже пролегала узкоколейка. Вплоть до окончания Второй мировой войны по ней возили торф на первую городскую электростанцию.
Сегодня же осталось около 30 узкоколейных железных дорог, при этом длина самой длинной из них – всего 40 км. Сейчас по ним всё так же возят горную породу, а с 2017 года – иногда ещё и туристов.
Инициатором и организатором таких экскурсий стал минчанин Артём Слизкий, увлёкшийся поиском и составлением маршрутов ещё в детстве. Затем исследовал их самостоятельно, а после оформил ИП и стал делиться своими открытиями со всеми желающими.
Экскурсии по узкоколейным маршрутам
Туристы могут прокатиться по одному из 5 маршрутов, предлагаемых на сайте Артёма Слизкого 750mm.by. Экскурсии проводятся для групп до 40 человек, чему соответствует вместимость вагона. Путешествие начинается из Минска, откуда экскурсантов на комфортабельном Mercedes Sprinter везут на целый день (с 8 утра до 6-8 вечера) по одному из следующих направлений: Лида, Ивацевичи, Усяж, Старобин-Микашевичи или Браслав. Стоимость экскурсии по узкоколейкам Беларуси индивидуально варьируется в пределах 35-55 руб. в зависимости от маршрута и программы.
Маршрут 1: Лида узкоколейная и пивоваренная
Узкоколейная экскурсия в Гродненской области стартует в депо и ремонтных мастерских, где туристы смогут увидеть диковинные вагоны, локомотивы и путевые машины «ужатых» размеров. Стоит обязательно взять с собой хороший фотоаппарат, чтобы запечатлеть проплывающие виды – железный путь пролегает по самым разным местностям: частным участкам, хуторам, густым лесам и обширным болотам. Затем группе предложат полноценно окунуться в производственный туризм – посетить производство Лидского пивоваренного завода. А те, кто относится к пиву более чем спокойно, в это время смогут отправиться на экскурсию по старинному городу Лида.
Маршрут 2: самая «лесная» узкоколейка Беларуси
Оказавшись в Брестской области возле города Ивацевичи, экскурсанты смогут прокатиться на самой живописной белорусской узкоколейке. На протяжении 15 км маленький состав будет везти туристов по густым лесам заказников и заповедников, поэтому рекомендуем смотреть в оба – велика вероятность заметить диких, а может, к тому же редких животных.
Ещё романтичнее будет проследовать по этому маршруту зимой, когда машинист затапливает печку-буржуйку, привносящую особенный уют в суровый интерьер вагончика, углубляющегося на скорости около 25 км/ч в заповедные территории Беларуси.
По окончании сентиментальной поездки можно будет осмотреть депо и ремонтные мастерские, узнать подробности добычи и переработки торфа. Затем группу ожидает горячий обед в кафе, а после – экскурсия в Музей железнодорожной техники в Барановичах.
Маршрут 3: по узкоколейке на киностудию
В Минской области, всего в получасе езды от белорусской столицы есть совершенно необыкновенная местность, называемая «Белорусской Швейцарией». Мало кто знает, что помимо горнолыжного курорта совсем рядом, среди лесов и холмов, пролегает 10-километровая узкая железная дорога. Маршрут также включает посещение натурной площадки киностудии «Беларусьфильм», разместившейся у дикого лесного озера.
Учитывая изначально промышленное предназначение этой железной тропы, на экскурсии будет возможность исследовать депо и ремонтные мастерские и увидеть, где добывается и как подготавливается торф для различных целей.
Ярким дополнением к путешествию станет посещение производство завода «БЕЛАЗ» в Жодино, выпускающий самые большие карьерные самосвалы на планете!
Маршрут 4: Крупнейшие в Европе – Старобин и Микашевичи
Данный маршрут предложит знакомство с предприятиями, крупнейшими не только в Беларуси, но и на всём Европейском континенте. Так, если в Жодино можно посмотреть на сборку самых больших самосвалов, то в Микашевичах есть возможность увидеть их в деле – именно там находится наиболее масштабный гранитный карьер в Европе.
А перед этим экскурсионная группа побывает на самом крупном в Европе (а по заявлениям работников предприятия, и в мире!) торфобрикетном заводе в Старобине. Там туристам предстоит поездка по белорусской узкоколейке, опять-таки самая продолжительная из всех. Пассажиры тепловоза смогут наблюдать дикий мир повторно заболоченных территорий, давно ставших предметом пристального интереса орнитологов и других учёных мужей Национальной академии наук Беларуси.
И, разумеется, никакая промышленная экскурсия на узкоколейку не может обойтись без осмотра зданий для стоянки и ремонта подвижных составов, а также уникальных, передвигающимся по этим рельсам поездов.
Маршрут 5: Браславская узкоколейка вчера и сегодня
На экскурсии в самый лесистый и озёрный край Беларуси – в Витебскую область – туристов покатают в открытом вагончике, что даст возможность максимально прочувствовать причудливый синтез техники и природы, чем, собственно, и является узкоколейка. В рамках этой поездки будут рассказаны любопытные сведения о местных железнодорожных путях, а после можно будет прогуляться по депо и производственным цехам Браславского торфопредприятия в сопровождении гида.
В настоящий момент в разработке имеется ещё один, 6-й маршрут, который обещает быть наиболее экологичным и акцентировать внимание не столько на техногенной составляющей путешествия, сколько на созерцании нетронутой цивилизацией природы.
Если вас заинтересовали необычные экскурсии по потаённым белорусским узкоколейным тропам, бронируйте места на сайте организатора, путешествуйте, впечатляйтесь и вдохновляйтесь на новые приключения!